21.07.2006 02:10
Общество

Макет Москвы, который СССР не продал Диснейленду, теперь не нужен никому

Уменьшенная копия столицы оказалась никому не нужна
Текст:  Татьяна Ефременко
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4123)
Читать на сайте RG.RU

Уменьшенная копия столицы, рядом с которой чувствуешь себя Гулливером, сегодня не только не доступна широкой публике, но и вообще оказалась под угрозой разрушения. Диораме просто не находится места для экспозиции. Ни федеральные, ни столичные власти ею не заинтересовались, а потому нынешние владельцы мини-Москвы вынуждены ее... продать.

Диорама - это, в сущности, всего-навсего макет города. Но макет потрясающий, поскольку перед нами предстает настоящий город, только в миниатюре. Кремль и прилегающие улицы, как живые, выполненные из металла, стекла, фанеры, пластмассы и других материалов. Панорама столицы от Лужников до Земляного Вала представлена на холсте. Множество специальных устройств оживляют городской пейзаж, демонстрируя жизнь города от первых лучей рассвета до освещенной многочисленными огнями ночи. Демонстрацию сопровождает музыка и рассказ о главном советско-российском городе. Интересно, что фотографии макета трудно отличить от фотографий настоящей Москвы...

Но остановимся и просто посмотрим. Семидесятые годы двадцатого века, над столицей Советского Союза встает солнце. Оно освещает краснозвездный Кремль, храм Василия Блаженного, тогда еще новенькую гостиницу "Россия". Вдалеке вонзается в небо Останкинская башня, сливаются с горизонтом городские окраины. На дорогах и в помине нет пробок - по наиболее перегруженным сегодня центральным улицам совершенно свободно "едут" немногочисленные автобусы и легковушки: угловатые, советские. Только вот с прохожими что-то не то: почти все они лежат ничком, кто-то прямо на проезжей части.

Хотя нынешние владельцы очень стараются сохранить старую Москву в целости и сохранности, их возможности слишком ограничены. Площади - главная проблема диорамы. Первые годы после своего создания она вообще не имела постоянного места жительства. Диорама была создана по заказу МИД СССР авторским коллективом художников-макетчиков под руководством известного советского художника-макетчика Ефима Дешалыта и предназначалась для Национальной выставки 1977 года к дням 60-летия СССР в Америке. Там "Москва" не только получила большую Золотую медаль, но и произвела самый настоящий фурор. Макет даже хотел купить Диснейленд, однако получил отказ советского правительства. Москва не продается! После выставки диорама долгое время путешествовала по различным городам и странам, а в восьмидесятых годах вернулась на родину и демонстрировалась на ВДНХ. Однако с развалом Советского Союза выставочный комплекс, можно сказать, превратился в торговый. Теперь он не мог настолько "нерентабельно" использовать 300-400 квадратных метров площади (именно столько занимает диорама вместе со смотровым залом). Уже в 1991 году макет был собран в коробки и поставлен на склад.

Однако складские площади тоже стоят денег. Через несколько лет руководство 70-го павильона ВВЦ, на балансе которого находилась диорама, списало ее и решило утилизировать. Кстати, такой инквизиторский метод расправы с памятниками советской эпохи для ВВЦ привычен: именно так центр поступил с безнадежно испорченным крысами олимпийским Мишкой, который тоже, видимо, зря занимал торговые площади.

Диораме повезло больше, чем медведю. Ее спасли от гибели коммерсанты-энтузиасты. Игрушечная Москва была приобретена частной фирмой и перевезена в торговый центр. Там она простояла до сих пор, совершенно безвозмездно занимая площади фирмы, которая в отличие от ВВЦ была изначально создана не для хранения произведений искусства, а для торговли. Коммерсанты бесплатно показывали диораму своим посетителям, иностранным туристам, школьникам со всех концов Москвы. Почему бесплатно? Ведь требуя деньги за просмотр, можно было хотя бы частично возместить ущерб от потери торговых площадей.

- Мы не туристическая фирма, нам эта область деятельности чужда. Мы просто не имеем возможности заняться демонстрацией диорамы всерьез: организовать рекламу, выделить достаточные площади, - объясняет Ольга Матвеева, представитель компании, ныне владеющей макетом.

Параллельно с благотворительным экспонированием коммерсанты все эти годы пытались продать нежданно свалившееся на их голову произведение. Но продать не кому попало, а тому, кто не станет прятать диораму от глаз общественности. В роли потенциальных покупателей рассматривались правительство Москвы, музеи Московского Кремля, другие музеи и выставки... Однако желающих не находилось. Причем дело даже не в цене: предприниматели отдают диораму по стоимости городской оценки - 10 миллионов 300 тысяч рублей. Это меньше, чем цена квартиры в той же Москве. Дело опять же в площадях, которых требует макет. Квадратные метры в нынешней столице дороги, в музеях и без того множество "лишних" экспонатов, томящихся в запасниках.

В итоге, если до начала августа столичное правительство не примет решение приобрести диораму, она будет продана с аукциона. Среди потенциальных покупателей немало иностранцев. Дело в том, что даже бытовые предметы, не говоря уж о произведениях искусства советской эпохи, только в России все еще считаются ненужным хламом. На Западе это уже самый настоящий антиквариат. Лет через 20, скорее всего, факт ценности "хлама" дойдет и до россиян. Тогда диорама будет стоить уже совсем другие деньги. Но и в таком случае простые смертные ее уже вряд ли когда-нибудь увидят.

Образ жизни Актуальное искусство Архитектура