О значении этой книги можно судить хотя бы по тому, что без нее Сергей Есенин просто не состоялся бы как поэт. С писателем и искусствоведом Юрием Медведевым, переиздавшим "Поэтические воззрения..." в советское время, побеседовал наш корреспондент.
Юрий Медведев: Скульптор Сергей Полегаев при поддержке национального фонда древнерусской культуры "Сварог" создал памятник Афанасьеву. Одна копия будет установлена на родине великого фольклориста, в Богучарах Воронежской губернии, вторая - на юридическом факультете МГУ.
РГ: Почему на юридическом факультете?
Медведев: Потому что Афанасьев его закончил.
РГ: Выйди на улицу и спроси первого прохожего: кто такой А.Н. Афанасьев? Мало кто ответит.
Медведев: Имя Афанасьева прежде всего было связано с трехтомным изданием "Русских народных сказок". Там вместе с вариантами свыше двух тысяч сказок. Это самое большое собрание сказок в мире. Скажем, знаменитые братья Гримм собрали около двухсот сказок. Сказки, собранные Афанасьевым, неоднократно переиздавались, в том числе и Дмитрием Сергеевичем Лихачевым в серии "Литературные памятники".
РГ: Вы стояли у истоков переиздания "Поэтических воззрений славян на природу".
Медведев: Все началось в начале 60-х годов. Я учился в Литературном институте. Меня, как большинство молодых писателей в то время, больше всего интересовал Серебряный век, а также все писатели-страдальцы. Например, мы со студентами коллективно ходили к Елене Сергеевне Булгаковой на Арбат. Однажды довелось познакомиться со Светланой Есениной, племянницей поэта.Вдруг выяснилось, что Есенин однажды за мешок соли выменял трехтомный труд А.Н. Афанасьева "Поэтические воззрения славян на природу". Я немедленно пошел в Ленинскую библиотеку, взял этот трехтомник и... погрузился в него на годы и годы. Я задался вопросом: почему он не доступен широкому читателю? Ведь что такое "Поэтические воззрения..."? Это осмысление менталитета России, ее духовности не за тысячу, а за тысячи лет! "Поэтические воззрения..." для нас то же, что "Махабхарата" для Индии.
РГ: Были проблемы с изданием?
Медведев: Я пошел к своему наставнику историку Анатолию Филипповичу Смирнову. Он сказал: "Молодой друг, сначала подготовь книгу, а потом предлагай". В течение трех лет я писал комментарии и статью об Афанасьеве для предисловия. Потом начал обивать пороги издательств. Ничего не получалось. Но однажды в конце 70-х годов мне предложили отредактировать роман о дореволюционной русской разведке одного крупного начальника из органов. Он спросил: чем он может меня отблагодарить? Я сказал, что мечтаю переиздать "Поэтические воззрения..." Афанасьева. Он взял у меня предисловие и комментарии и через некоторое время признался, что его власти тут не хватает. "Но могу устроить вам свидание с моим начальником, Юрием Владимировичем Андроповым".
РГ: Председателем КГБ СССР?
Медведев: Однажды вечером я был препровожден на третий этаж известного вам здания, где находилась эта контора "глубокого бурения". В кабинете длиной примерно 30 метров, шириной метров 12, за столом сидел Андропов: "Что у вас?". Я стал ему говорить об Афанасьеве, мол, им зачитывались Есенин и Лев Толстой и так далее. Он сказал: "Видимо, есть возможность издать, сократив до одного тома". Я сказал, что это невозможно. Это все равно, что втиснуть "Войну и мир" в один том. На это он возразил: "Но американцы же это сделали".
Буквально через день я был вызван к министру печати РСФСР, и труд Афанасьева был, наконец, издан. Увы, в одном томе и с другим названием. Так, в 1981 году 100-тысячным тиражом в популярной серии "Любителям отечественной словесности" вышла книга Афанасьева "Древо жизни".
РГ: Вернемся к "Сказкам". Откуда он брал тексты?
Медведев: Российское библиографическое общество, членом которого он был, дало ему около 400 сказок, которые собирали фольклористы в экспедициях. Из собрания В.И. Даля он получил тысячу сказок. И конечно, примером для него послужили братья Гримм. Но братья Гримм свои сказки только собрали, не систематизировали. Афанасьеву первому пришла мысль собирать сказки по разделам: "животные", "бытовые", "былинные", "мифологические"...
РГ: А также "Заветные", то есть "запретные" сказки, которые сейчас продаются вместе с эротической литературой. Они были изданы в XIX веке?
Медведев: Нелегально, в Швейцарии, с помощью Герцена. Афанасьев был в Лондоне и встречался с ним. На него донес один провокатор, и Афанасьева выгнали из министерства иностранных дел, где он служил. Он скончался в страшной бедности от чахотки в 1871 году.