25.07.2006 03:50
Экономика

Анатолий Аксаков: мы поняли, как развивать в стране финансы

Производные финансовые инструменты получат судебную защиту
Текст:  Владимир Гурвич
Российская Бизнес-газета - : №0 (564)
Читать на сайте RG.RU

Финансовый рынок страны на пороге радикальных перемен. Ряд важных документов приняло правительство. О вкладе законодателей в этой процесс рассказывает заместитель председателя Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков:

 

- Произошло важное событие, о котором давно мечтали участники финансового рынка, - прорыв на фронте производных инструментов. Так что же случилось?

- Сегодня есть понимание, как надо развивать в стране финансовую сферу. Утверждена стратегия развития банковского сектора, совсем недавно принята стратегия развития финансовых рынков, разработана долговая стратегия. И вот, как вы сказали, сделан прорыв на рынке деривативов. Это один из важнейших инструментов для эффективного управления рисками. После 1998 года рынок развивался вяло. Для этого были веские причины. Однако в последние годы он стал расти значительно быстрее. И достиг, по имеющимся оценкам, 30 миллиардов долларов. И можно говорить, что он начал оказывать влияние на всю экономику. Появляются новые торговые инструменты. Так, недавно РТС стала торговать фьючерсами на золото и нефть.

- Что все же сдерживает развитие рынка производных?

- В первую очередь это отсутствие судебной защиты, отсутствие законодательного определения ликвидационного неттинга, возникают налоговые проблемы при проведении сделок с производными финансовыми инструментами.

- На ситуацию влияет также и отсутствие законодательства по борьбе с инсайдерской информацией.

- Но теперь ситуация кардинально меняется.

- В первом чтение приняты поправки в статью 1062 ГК, благодаря которым обеспечивается судебная защита сделок с производными, которые осуществляют банки, участники рынка ценных бумаг и юрлица, имеющие соответствующую лицензию. Это по-настоящему большой прорыв, если вспомнить, что с 1998 г. было сделано много попыток принять законодательство по деривативам. Пытались написать отдельный закон, в котором постарались описать все виды производных. Кончилось это неудачно. И после долгих дискуссий пришли к рациональному решению: их не описывать, поскольку это сделать невозможно. Вместо этого описали субъекты, которые участвуют в этих операциях, и их сделки будут обеспечены судебной защитой. Но это только первый шаг, теперь нужно в законодательстве описать ликвидационный неттинг. С этой целью эксперты ЦБ готовят изменения в закон о банкротстве кредитных организаций. В соответствие с ними сделки с деривативами в случае банкротства одного из участников автоматически прекращаются; по каждой сделке рассчитывается стоимость открытия замещающей позиции; стоимость всех деривативов сальдируется, и определяется размер единого компенсационного требования; банк становится конкурсным кредитором соответствующей очереди. Я надеюсь, что осенью такой законопроект появится.

- А какие еще новшества на финансовых рынках можно ждать от законодателей?

- Недавно Государственная Дума приняла закон, по которому значительно упрощается процедура IPO, она становится более доступной. Это очень важно, так как сегодня выход на рынок сопряжен с немалыми трудностями. Одна компания занималась подготовкой к этому 7 месяцев. Не случайно, что статистика первичных размещений у нас очень скромная. Всего количество IPO в России равно 10, в Европе - 15, в США - 5. Привлечено в России 873 миллиона долларов, в Европе 6,261 миллиарда долларов. В США - 1,4 миллиарда долларов. Сегодня желание разместить свои акции на бирже выражают более 50 компаний. Но по-прежнему большинство IPO происходит за рубежом. Однако ФСФР выпустило нормативный акт, по которому до 30 процентов выпуска ценных бумаг российские эмитенты должны размещать на отечественных площадках. Это будет стимулировать развитие российского рынка.

Новый закон значительно сокращает сроки проведения IPO. Это важно в условиях высокой волатильности российского рынка. Ведь многие эмитенты жалуются на то, что длительные сроки подготовительной работы создают большие сложности, так как рынок постоянно колеблется и угадать, когда максимально выгодно предлагать свои бумаги, сложно. Сейчас эти проблемы решены, можно делать эмиссию без регистрации отчета; введен режим уведомительного порядка его регистрации.

- А какие новые виды облигаций могут появиться на рынке?

- В первом чтении рассмотрен законопроект о биржевых облигациях сроком обращения до 12 месяцев. Их эмитентами могут быть только компании, прошедшие листинг на российских биржах. Эти облигации могут выпускаться без государственной регистрации об эмиссии и отчетах о проведенных выпусках.

В трех чтениях принят закон, в соответствие с которым в России могут выпускаться credit-linked notes. Этот закон не вступил в силу, поскольку на него президент наложил вето. Те замечания, которые были подготовлены администрацией президента, носят преимущественно технический характер. И они практически учтены. И можно надеяться, что в этом году закон все же будет принят. И это тоже станет важным событием, банки смогут выпускать новый вид ценных бумаг.

На очереди принятие закона о российских депозитарных расписках. После его вступления в силу можно ожидать, что иностранные инвесторы будут активно использовать этот инструмент для работы на российском рынке.

- Хотелось бы, чтобы отдельно остановились на вопросе секьюритизации. Для нашего рынка он крайне важен.

- Началась активная работа по созданию законодательства по секьюритизации. Правительством утверждена концепция соответствующего закона. Секьюритизация становится особенно актуальной при реализации положений "Базель-II". А она уже началась. Так, в двух чтениях принят закон о четырехкратном повышении норматива достаточности капитала для кредитных организаций. А значит, нужны инструменты, позволяющие освобождать банки от излишних активов, передавать их спецюрлицам, чтобы в рамках норматива достаточности капитала кредитовать заемщиков. В свое время рекомендации "Базель-I" подстегнули развитие секьюритизации в Европе. И сейчас этот процесс начнется активно и в России. На сегодня 5 банков и одно акционерное общество осуществили секьюритизацию своих активов. Но произошло это за рубежом в силу того, что наше законодательство не позволяет это делать внутри страны.

Чтобы секьюритизация пришла и в нашу страну, нужно решить ряд задач. В первую очередь описать, что такое спецюрлицо, которому передается актив. Эксперты пока дискутирует на тему, какова его должна быть юридическая форма. В Законе "Об ипотечных ценных бумагах" спецюрлицо определено, как акционерное общество, но многие считают, что спецюрлицо не является коммерческой организацией, так как его целью не является прибыль. А потому и форма должна быть иной.

Также необходимо решить проблемы налогообложения, поскольку передается актив, то возникает вопрос об уплате НДС. Нужно также решить вопрос с банкротством оригинатора. По действующему законодательству в случае банкротства банка внешний управляющий может в судебном порядке оспорить передачу актива другому юрлицу. И тогда инвесторы, которые приобрели ценные бумаги, выпущенные под этот актив, могут оказаться в той же очереди, что и иные кредиторы. Такая ситуация будет сдерживать интерес к таким ценным бумагам.

Хотя правительством и утверждена концепция о секьюритизации еще летом 2005 года, дальнейший процесс застопорился, так как денег на доработку закона было выделено недостаточно.

- Но есть инструменты, которые пока не находят своих путей на рынок.

- Да, такие инструменты существуют. Это облигации, обеспеченные денежными правами требований. Это важный инструмент для банков, у которых в качестве главного актива - кредиты. И под эти кредиты можно выпускать ценные бумаги. У нас описаны 4 вида облигаций: кроме бумаг, обеспеченных кредитами, это облигации с особыми условиями погашения, так называемые рисковые облигации.

Еще два других инструмента из этого ряда - это облигации, предусматривающие досрочное погашение. И облигации, предусматривающие передачу имущественного эквивалента.

Фондовый рынок Госдума