"Результаты первых двух этапов реформы железнодорожного транспорта оказали позитивное воздействие на экономику страны, - подчеркнул президент РЖД Владимир Якунин. - Уже созданы, например, дочерние общества по контейнерным и рефрижераторным перевозкам, ремонту путевой техники и капитальному строительству, несколько пригородных пассажирских компаний. В процессе выделения уже находится сфера ремонта подвижного состава. А рост тарифов на железнодорожные перевозки за 2004-2006 годы обеспечен значительно ниже, чем рост цен в промышленности и в целом по транспортной системе". Плюс к тому в прошедшем году железные дороги России обеспечили рост погрузки на 4,3 процента - то есть в большей степени, чем возросло промышленное производство в стране (+4 процента).
Российские стальные магистрали превысили в 2005 году запланированный объем чистой прибыли почти на 2 миллиарда рублей, причем объем платежей в бюджеты и внебюджетные фонды в 2005 году возрос почти на треть и превысил 188 миллиардов рублей: то есть каждый четвертый рубль, заработанный компанией, фактически направлялся государству.
В 2005 году, впервые за последние 20 лет, обеспечен переход к расширенному воспроизводству основных фондов российских железных дорог. При этом основное внимание в сфере развития инфраструктуры железнодорожного транспорта уделено развитию пропускной и провозной способности главных железнодорожных направлений, связывающих Дальний Восток и Сибирь с центральными регионами страны, а также Север и Центр - с Южным регионом. Ускоряются темпы модернизации подвижного состава, особенно грузового вагонного парка. В то же самое время, как отмечалось на "круглом столе", едва ли не главной проблемой отрасли остается ее сравнительно низкая рентабельность. Хотя в прошлом году рост себестоимости перевозок был ограничен на уровне в 7,2 процента, а с начала текущего года - в 7 процентов, что намного ниже темпов инфляции и почти вдвое ниже уровня индексов цен на промышленную продукцию, потребляемую компанией, рентабельность составила 1,3 процента по основной деятельности, в то время как в большинстве других крупных компаний РФ - минимум 9 процентов. В прошлом году отношение капитальных вложений к стоимости основных фондов на российских железных дорогах составило только 8,4 процента, в то время как в газовой промышленности - 10,5, а в электроэнергетике - 12,8. Но пока такой межотраслевой разрыв увеличивается в связи с минимальными темпами прироста инвестиций в российский железнодорожный транспорт.
При сохранении существующих тенденций рост инвестиций в развитие РЖД за период 2001 - 2009 гг. составит, по большинству прогнозов, лишь 2,2 раза, против роста в 4,8 раза в экономике страны в целом. Таким образом, как подчеркивалось на форуме, налицо растущее недоинвестирование железных дорог России, которое может привести к усилению и без того существенных диспропорций в региональном развитии всей страны.
Руководители транспортных ведомств и организаций выступают за исключение комплекса электрических сетей и объектов электросетевого хозяйства железнодорожного транспорта общего пользования из единой общероссийской электрической сети, чтобы предотвратить дальнейшее удорожание электрифицированных железных дорог и расширения электрифицированной железнодорожной сети. Но для этого нужны изменения в нескольких федеральных законах и сопроводительных нормативно-административных документах, а также согласования с электроэнергетическими компаниями.
Между тем
В ходе недавней встречи Владимира Якунина, президента КОРЕЙЛ (Южная Корея) Ли Чула и представителей бизнеса Южной Кореи была заявлено, что южнокорейская сторона согласна рассмотреть вопрос о своем участии в финансировании проекта по восстановлению Транскорейской магистрали. Южнокорейская сторона готова также в случае согласования проекта всеми тремя сторонами - РЖД, железными дорогами Южной и Северной Кореи - гарантировать транзитные грузопотоки.
РЖД с железнодорожниками Северной Кореи практически готовы к реализации проекта по восстановлению международного сообщения на 40-километровом участке Хасан-Раджин, разрушенном в 80-х годах прошлого века.