25.07.2006 03:00
Власть

Эксперт о коррупции в понятиях

От выбора терминов в новых законах зависит их действенность в борьбе со взяточниками
Текст:  Екатерина Колсанова (советник отдела социального законодательства правового управления аппарата Совета Федерации)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4126)
Читать на сайте RG.RU

В сознании многих граждан само понятие "коррупция" переведено из формы права в форму морали. Большой Российский энциклопедический словарь прямо указывает, что коррупция имеет широкое распространение как опасное социальное явление. Но при такой постановке вопроса коррупцию вообще не победить, поскольку она искусственно выведена из сферы государственно-правового регулирования.

В соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти или их должностных лиц. Таким образом, коррупция - это далеко не всего лишь прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью. Но и бездействие власти. Например, бездействие по разработке нормативных актов, призванных защищать права и свободы граждан - тоже коррупция. Именно потому приведенное выше определение "коррупции" не согласуется с Конституцией.

В Гражданском процессуальном кодексе РФ записано, что решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта. А также установлен порядок реализации решений суда, что не имело места в ранее действовавшем кодексе. Принятый 2 мая 2006 года Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установил ответственность лиц, виновных в нарушении названного закона, и оговорил право граждан на возмещение причиненных убытков и взыскание понесенных расходов при рассмотрении обращений.

Таким образом, этот закон, с одной стороны, регулирует правоотношения, связанные с реализацией конституционного права гражданина на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. А также определяет порядок рассмотрения обращений государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. С другой стороны - законодательно исключается обязанность рассмотрения индивидуальных и коллективных обращений иностранных граждан и лиц без гражданства и юридических лиц, представляемых гражданами России, иностранными гражданами и лицами без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

Термин "личное обогащение", употребляемый в определениях "коррупции", более узок, чем понятия "частная жизнь", "семейная тайна" и "личная заинтересованность", содержащиеся соответственно в Конституции и в Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Под "личной заинтересованностью" (конфликтом интересов) государственного гражданского служащего, влияющей или могущей повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения доходов непосредственно для него самого, членов его семьи или лиц, находящихся с ним в близком родстве. А также иных аффилированных лиц, то есть граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан какими-либо обязательствами.

Таким образом, входящий в понятие "коррупция" термин "личное обогащение" необоснованно сужает его.

В российских средствах массовой информации уже обсуждаются формы проявления коррупции: государственная, коммерческая, государственно-коммерческая, родственно-семейная и лоббистская. Но поскольку родственно-семейные отношения могут складываться как между представителями ветвей государственной власти, так и между представителями государственных, коммерческих и лоббистских структур, деление коррупции на виды весьма условно.

Одна из наиболее опасных форм проявления смешанной, или так называемой государственно-коммерческой коррупции - рейдерские атаки, т. е. криминальные захваты собственности.

Захватам собственности способствовал Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Отсутствие законодательного регулирования на региональном уровне также может привести к серьезным негативным последствиям. Конституция препятствует и некоторым проявлениям лоббизма, который в российской действительности может быть связан и с коммерческой коррупцией естественных монополий, и с иными видами коррупции. А, порой, и с банальными взятками.

Есть такая наука - погранология: защита интересов государства, общества и личности в пограничных областях разных научных дисциплин. Так вот, по мнению специалистов в области погранологии, расширению коррупции и оргпреступности в экономике способствовали недостатки прежде всего в законотворческой деятельности.В настоящее время пробелы в российском законодательстве исправляются изданием указов президента.

Подведем итог. Причины коррупции заключаются в возможности принятия законодательных, коллективных и коллегиальных правовых актов, способствующих использованию лицами их должностного положения. Как путем совершения незаконных действий, так и бездействия и подмены обязанностей правами.

Коррупция возможна только когда нет разграничения ответственности, прав и обязанностей должностных лиц на основании нормативных актов, служебных регламентов, допускается внешнее использование административного ресурса. Этот ресурс включает в том числе и ответы на обращения граждан, порядок рассмотрения которых в нашем законодательстве не предусмотрен. Или когда нет правовых механизмов, позволяющих контролировать соблюдение запретов, установленных для должностных лиц.

Госуправление Должностные преступления