На саммите "большой восьмерки" в Петербурге лидеры индустриального мира прислушались к многочисленным призывам спасти ВТО от провала переговоров по либерализации мировой торговли. Руководству организации дали срок до 15 августа на поиски компромиссного решения, которое устроило бы все 149 стран-членов организации.
В минувшие выходные в женевской штаб-квартире ВТО компромисс искали в очередной раз. И вновь безрезультатно. Руководители Евросоюза, США, Бразилии, Индии, Японии и Австралии так и не смогли договориться. Фактически проваленными оказались не только последние консультации, но и весь переговорный процесс, получивший название Дохийского от названия столицы Катара - Дохи, где в 2001 году было принято решение либерализовать мировую торговлю.
Суть Дохийского процесса состоит в том, что бедные страны Юга и Востока пытаются добиться от богатого Запада и Севера снижения размера дотаций собственным сельхозпроизводителям. Этот шаг мог бы открыть рынки Евросоюза и США для экспортеров из стран Азии, Африки и Латинской Америки. Богатые государства, в свою очередь, настаивают на снижении импортных пошлин на промышленные товары в странах Юга и Востока.
Цена на первый взгляд не столь значимого вопроса достаточно велика. По данным директора Всемирного банка Пола Вулфовица, снижение всех пошлин и дотаций дало бы мировой экономике ежегодный прирост в 300 миллиардов долларов. Выгода развивающихся стран составила бы не менее 86 миллиардов долларов, что существенно больше той помощи, которую Запад ежегодно им оказывает.
Но, судя по всему, никто не желает "поступаться принципами" и лишать дотаций своих фермеров. Прежде всего против такого шага выступает Вашингтон. Об этом напрямую заявил комиссар Евросоюза по торговле Питер Мандельсон. По его словам, "американцы не хотят принять или, по крайней мере, признать, что другие страны проявляют гибкость в решении проблем и в результате сами не могут занять конструктивную позицию по вопросу о субсидировании сельского хозяйства".
Таким образом, впервые за время переговоров о либерализации торговли Евросоюз фактически встал на позицию развивающихся стран, которые давно говорили: найти компромисс мешает позиция Вашингтона. Как заявил Мандельсон, ВТО упустила последний шанс добиться успеха на переговорах о либерализации торговли.
Кардинальной реформы Всемирной торговой организации, похоже, не получилось. Организация так и осталась разделенной на "клубы по интересам", между которыми сохраняется множество противоречий. Для Москвы, которая ради вступления в ВТО, по признанию российского правительства, и так сделала своим партнерам больше уступок, чем следовало, это означает одно. Предстоящее вступление в эту структуру если и принесет дивиденды для экономики, то меньшие, чем ожидалось. Основные надежды придется возлагать на заключение двусторонних договоренностей в рамках организации. Другими словами, России следует заранее подобрать себе тот "клуб по интересам" в ВТО, который будет больше отвечать ее интересам.