Жесткий предварительный отбор сделал свое дело: ни к одному из проектов принципиальных претензий не было. Да и вообще сенсациями процесс дележки денег Инвестфонда не порадовал, как, впрочем, и на более ранних стадиях.
Итак, вчера проекты-конкурсанты государственно-частного партнерства вырвались на финишную прямую. И львиная доля средств учрежденного в прошлом году Инвестфонда, по сути, уже нашла своих владельцев: следующим этапом станет утверждение победителей на заседании правительства и подписание инвестиционных соглашений. Правда, вчера правительственная комиссия одобрила лишь четыре проекта. Рассмотрение трех остальных - по освоению минеральных ресурсов Читинской области, строительству нового выхода на Московскую кольцевую автодорогу с автодороги "М1" и строительству Орловского туннеля под Невой - перенесено на следующее заседание, которое состоится 2 августа. Заметим еще, что "в запасниках" правительственной комиссии должно быть еще как минимум четыре проекта - если судить по результатам работы конкурсной комиссии, в том числе и в ходе июньского Санкт-Петербургского экономического форума.
Но зато отобранная "великолепная четверка" оказалась столь финансово емкой, что Герман Греф спрогнозировал нехватку средств в Инвестфонде уже в 2007 году, несмотря на его увеличение с 70 до 145 миллиардов рублей. В этом же году Инвестфонд "похудеет" всего на 4,5-10 миллиардов рублей, поскольку проекты лишь стартуют.
А началось обсуждение с проекта строительства 43-километрового участка (с 15-го по 58-й километры) скоростной платной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург, которая, помимо всего прочего, даст возможность быстро добраться до столичного аэропорта Шереметьево. Инициатором проекта выступил Росавтодор, который наметил завершение строительства к концу 2010 года на принципах концессии, закон о которой был принят в России в прошлом году. Частные инвесторы, для которых будет проведен конкурс, готовы обеспечить большую часть из 54,9 миллиарда рублей: из Инвестфонда потребуется выделить 25,8 миллиарда рублей. "Сколько будет стоить проезд?" - с улыбкой спросил у главы Росавтодора Олега Белозерова заместитель председателя правительственной комиссии, министр промышленности и энергетики Виктор Христенко. Услышав ответ, что полтора рубля за километр для легковых автомашин, Герман Греф удовлетворенно резюмировал: "За 65 рублей будем за 20 минут проезжать 43 километра со скоростью 150 километров в час. А сегодня и полутора часов не хватит".
"Близкий по крови" мегапроект "Западный скоростной диаметр" в Северной столице, на который из Инвестфонда запрошено 28,1 миллиарда рублей, также получил "зеленый свет".
Третьим триумфатором стал проект комплексного развития Нижнего Приангарья, представленный "Корпорацией развития Красноярского края". Комплексное освоение Нижнего Приангарья, по замыслу разработчиков проекта, укрепит промышленный потенциал на востоке страны путем достройки Богучанской ГЭС, строительства металлургического и лесопромышленного комплексов и объектов инфраструктуры. Стоимость проекта составляет 214 миллиардов рублей, в том числе из Инвестфонда предполагается получить 34,2 миллиарда рублей.
И, "на посошок", "впечатляющими" назвал Герман Греф параметры четвертого проекта - строительства трех нефтеперерабатывающих заводов в Нижнекамске (Татарстан). Здесь за счет государства планируется построить объекты инфраструктуры: железнодорожную ветку, нефтепровод и продуктопровод. Проект предполагается завершить к 2010 году, он "тянет" на 130 миллиардов рублей, в том числе из Инвестфонда - 16,5 миллиарда рублей. Эта инициатива "Татнефти" даже вдохновила Германа Грефа на новый заход к проблеме увеличения стоимости российской нефти: такую задачу ему, помнится, ставил президент страны больше года назад. "Стоимость российской экспортной нефти приблизится к цене нефти марки Brent к 2012-2013 годам", - заявил вчера министр. И пояснил, что "есть набор действий, которые приведут к повышению стоимости российской нефти, и ключевое из них - убрать из трубы высокосернистую нефть". Так что проект организации нефтехимического кластера в Татарстане, в рамках которого будет перерабатываться 7 миллионов тонн нефти с высоким содержанием серы, будет решать и важнейшую внешнеэкономическую задачу.