- Я не сомневаюсь, что по моему делу суд примет такое решение, которое примет власть, - заявил вчера, комментируя ситуацию, в которой он оказался, Евгений Адамов. Напомним, что несколько дней назад по решению Верховного суда России после 15 месяцев отсидки вначале в швейцарской тюрьме, а затем в "Матросской Тишине" он был выпущен на свободу под подписку о невыезде. Теперь его ожидает судебный процесс, который состоится в сентябре.
В чем суть претензий? Бывшего министра обвиняют в мошенничестве и злоупотреблении служебным положением. После чернобыльской катастрофы США выделили миллионы долларов на модернизацию советского "мирного атома", повышение безопасности советских ядерных объектов.
Несколько лет назад группа депутатов направила в Генеральную прокуратуру информацию, что значительная часть этих сумм была похищена через созданные Адамовым подставные фирмы. Однако дело было закрыто за отсутствием состава преступления.
Но угроза пришла с другой стороны, с американской. Адамову предъявили, по сути, те же обвинения, и он по запросу американцев был арестован в Швейцарии. Все шло к тому, что наши ядерные секреты могли оказаться в чужих руках. Тогда российская Генпрокуратура сняла с полки дело бывшего министра, и он стал обвиняемым, но теперь уже в своей стране.
Кстати, ему припомнили еще одно его деяние, связанное уже с программой ВОУ-НОУ - продажей в США низкообогащенного урана: его получают из высокообогащенного, который извлекается из российских ракет. Ущерб, нанесенный Адамовым, который якобы действовал через различные близкие ему фирмы, также оценивается в крупные суммы.
- Из романа "Война и мир" в такой же мере следуют мои преступления, как и из собранных на меня в этих судебных делах документах, - так в свойственной ему образной манере на встрече с журналистами экс-министр прокомментировал выдвинутые против него обвинения, считая, что тем самым закрыл вопрос.
Естественно, что особенно досталось от него американцам. Оказывается, они начали преследовать Адамова еще в начале 90-х годов. Тогда он был руководителем Научно-исследовательского и конструкторского института энерготехники и занимался созданием в Иране исследовательских ядерных реакторов. Этот прессинг усилился, когда он встал у руля отечественной атомной промышленности: "кому понравится, что, казалось бы, у вчера еще развалившегося российского атома начала, как у гидры, отрастать голова".
Продолжая тему Ирана, Адамов заявил: "Я глубоко убежден, что эта страна находится в таком окружении, что должна думать о ядерном оружии". По его словам, там есть собственные специалисты, которые способны за 3-5 лет создать атомную бомбу. Пусть и не столь совершенную, как сегодня имеют ведущие страны мира, но не хуже тех, что когда-то американцы сбросили на Японию.
В порыве откровения Адамов поделился, кем он видит себя в нынешней ситуации. Выяснилось, что он всегда был Дон Кихотом, и это в нем ничем нельзя истребить. Пытаясь оценить те нелегкие испытания, которые ему предстоят уже в самом ближайшем будущем, экс-министр заявил: "Я ориентируюсь на слова президента Путина, который как-то сказал: в итоге всегда побеждает не тот, у кого сила, а тот, за кем правда. Так как она на моей стороне, то надеюсь победить".