О чем и заявил недавно министр промышленности и энергетики Виктор Христенко. А в том, что эта проблема оказалась ключевой, убеждает огромная "упущенная выгода" российской экономики - потеря 5 процентов в темпах прироста ВВП.
Эта цифра, к которой уже не в первый раз привлек внимание глава государства на заседании Госсовета, состоявшемся в конце прошлой недели, производит оглушающее впечатление. Страна теряет вследствие энергодефицита в темпах прироста ВВП несколько процентов, а мы помним, что дебаты вокруг "вечнозеленой" темы удвоения ВВП вращались и вращаются вокруг десятых долей процента, которые и надо "натянуть" какими-то сверхусилиями. А здесь налицо 5-процентный ежегодный резерв, и на него, судя по всему, и будет сделана ставка.
Чтобы четче понять ситуацию, надо уточнить, что совокупно сейчас в стране вырабатывается электроэнергии "столько, сколько необходимо стране на данном этапе". Говоря словами президента: "Не так давно мы рассматривали вопросы развития электроэнергетики, и если смотреть на них в общем, то, что называется, "баланс бьется". То есть одновременно нарастает тенденция к энергодефицитности ряда регионов, и если ее не переломить, то уже к 2008-2009 годам нехватка электроэнергии будет ощущаться в нескольких мегарегионах - таких, как Европейская часть России, Урал и Дальний Восток. Кроме того, на заседании Госсовета отмечалось, что проблема с подключением предприятий к источникам энергии нарастает: иначе говоря, образуются потенциально опасные "ножницы" между ростом экономического потенциала и его энергетическим обеспечением.
Отметим, что на заседании правительства 7 июня была одобрена беспрецедентная программа инвестиций в новую генерацию и сети - та, что с легкой руки журналистов закрепилась в массовом сознании как ГОЭЛРО-2. Такой курс и дал возможность министру промышленности и энергетики Виктору Христенко в докладе о ходе реформирования электроэнергетики в Госдуме, под занавес весенней сессии, впервые назвать год, по истечении которого страна забудет слово "энергодефицит". Причем министр заверил, что проводимая реформа электроэнергетики никоим образом не взвинтит уровень тарифов для населения.
Инвестиции будут идти за счет иных источников. Совет директоров РАО "ЕЭС России" уже одобрил проведение допэмиссий акций генерирующих компаний. Все вырученные средства от размещения ценных бумаг целевым образом пойдут на энергостроительство.
Любопытно, что в Госдуме Виктор Христенко не стал оперировать сухими выкладками и, обосновывая "год Х", отметил: "Присоединить дополнительные 10 тысяч мегаватт мощности к 2010 году - это все равно, что ввести в оборот 660 тысяч новых квартир". Заметим, что инвестиционные программы РАО "ЕЭС России", как и способы привлечения частных инвестиций, нацелены на опережающий потребности экономики ввод новых мощностей в эксплуатацию. Поэтому повестку дня нашумевшего заседания Госсовета эксперты склонны рассматривать не как еще одно напоминание об энергодефиците, а как старт разработки таких механизмов совместной работы федеральных и региональных властей. И площадка Госсовета подошла для этой цели как нельзя лучше.
комментарий |
Юрий Саакян, генеральный директор Института проблем естественных монополий:
- Сегодня наиболее дефицитным регионом России, несомненно, является московский. Вызвано это в первую очередь ростом потребления электроэнергии непромышленными потребителями. В то же время серьезный дефицит мощности наблюдается также в Санкт-Петербурге и Тюменской области.
За последнее время существенно изменилась промышленная карта страны - возникли новые крупные промышленные потребители, и их экономический рост оказался несинхронизирован с развитием отдельных секторов энергосистемы. Если оперировать официальными данными, то динамика по отказам на подключения такова: в 2004 году остались неудовлетворенными 68 процентов заявок на подключение, в 2005-м - уже 79 процентов, в 2006-м ожидается, что этот показатель вырастет до 84 процентов, а в 2007 году - до 90 процентов. То есть динамика сугубо негативная. Тут сказывается не только нехватка мощностей, но и общая слабость и изношенность сетевой инфраструктуры. Не даром около трети средств, которые планируется инвестировать в электроэнергетику в соответствии с правительственными планами от 7 июня этого года, будет инвестировано в распределительные сети.
Июньская программа рассчитана до 2010 года, и ее задача состоит в том, чтобы электроэнергетика перестала быть тем самым "бутылочным горлышком", которое может ограничивать потенциал роста отечественной экономики. Поэтому от нее стоит ждать ощутимой отдачи в том, что строительство новых генерирующих мощностей и развитие сетевого хозяйства позволят удовлетворить растущую потребность страны в электроэнергии. Само развитие электроэнергетики не является причиной экономического роста, но является его обязательным условием.
Помимо утвержденного РАО "ЕЭС России" перечня первоочередных площадок для ввода генерирующих мощностей в Единой энергосистеме России (в нем указываются объемы вводов новых мощностей по площадкам под строительство по регионам) существуют примеры прямых договоренностей между руководством энергохолдинга и региональными властями. Самый яркий из них, конечно, Москва. Общий объем инвестиций в электроэнергетику столичного региона должен составить около 400 миллиардов рублей и будет профинансирован как РАО "ЕЭС России", так и столичными властями. Такие же переговоры сейчас ведутся между электроэнергетиками и властями Санкт-Петербурга и Тюменской области. Таким образом, учет и удовлетворение потребностей регионов в электроэнергии осуществляются как через федеральные программы, так и в результате совместной работы региональных властей и РАО "ЕЭС России".