28.07.2006 03:00
Общество

Наталия Белохвостикова мечтает рисовать

Текст:  Наталья Юнгвальд-Хилькевич
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4129)
Читать на сайте RG.RU

"У озера", "Красное и черное", "Стакан воды", "Маленькие трагедии", "Тегеран-43", "Берег"... Сыгранные Наталией Белохвостиковой роли всегда оставляли ощущение наполненности: мыслью, душевными переживаниями, чувством, каждая работа была отточена с особой филигранностью. Сегодня у Наталии Белохвостиковой - юбилей.

Российская газета | Наталия Николаевна, говорят, что самые яркие и сильные впечатления - детские...

Наталия Белохвостикова | У меня, по счастью, очень мудрые родители, которые дали мне, с одной стороны, полную свободу и самостоятельность. А с другой - внушали своим образом жизни понимание, что такое хорошо и что такое плохо. И этот заряд знаний помогал мне всегда. Я знаю, что нужно держать спину ровно и улыбаться. У меня было уникальное детство. Я выросла в Англии. Потом, когда родители работали в Швеции, была с бабушкой в Москве.

РГ | Владение английским вам пригодилось?

Белохвостикова | Приезжая к отцу в Швецию, я работала с делегациями, переводила. Я росла за границей, когда наша страна была за "железным занавесом". А для меня уже тогда был открыт мир. Я могла смотреть те фильмы, которые не видели мои сверстницы в нашей стране, ходить по музеям, в которых они не бывали. До сих пор помню, как родители возили меня в Эдинбург. Я видела широкий мир. И параллельно с этим испытывала жгучее желание жить в Москве. И это щемящее чувство было на фоне благополучной и интересной жизни. С тех пор я никуда не могу уехать из Москвы более чем на десять дней и плохо себя чувствую в других городах. А по-английски я говорю и сейчас, но не часто.

РГ | Как в вашей жизни появился Сергей Аполлинариевич Герасимов?

Белохвостикова | Я очень хотела попасть в его мастерскую, но понимала, что это невозможно. Ведь я еще была школьницей - только-только окончила девятый класс. Но Герасимов разрешил мне неофициально посещать занятия: "Походи годик, а там посмотрим, что у тебя за душой. А потом решим".

РГ | И как приняли "нелегальную студентку" однокурсники?

Белохвостикова | Я появилась на курсе с длинной косой, в плиссированной юбочке - глядя на себя с точки зрения сегодняшнего дня, думаю: очень смешная. Там были красивые уверенные молодые девушки и юноши. Все были старше меня и чувствовали себя звездами. А я ощущала себя маленькой и нелепой. И когда они отпускали шуточки в мой адрес, я всегда краснела. Когда меня просят рассказать что-нибудь из студенческой жизни, никто не верит, что я ни разу за четыре года учебы во ВГИКе не танцевала, не была ни на одном институтском вечере. Целый год я училась в 10-м классе и параллельно посещала мастерскую, не пропустив ни одного занятия. Закончился год, ребята перешли на второй курс. У всех радость, а у меня - горе... Неожиданно раздался звонок: "Герасимов ждет тебя первого сентября на своем курсе". Значит, на втором. Я так и не поняла, что произошло. И только через 25 лет, прямо во время передачи по ТВ "Мое кино" Александр Олейников подарил мне письмо Герасимова, адресованное ректору ВГИКа: "Прошу зачислить Н. Белохвостикову, сразу на второй курс ввиду ее выдающихся способностей". Теперь, когда его давно нет, слова моего учителя согревают и помогают мне в трудную минуту. А тогда сразу же, после моего зачисления в институт начались пробы фильма "У озера". Они шли полгода. Потом - съемки до конца третьего курса и - диплом.

РГ | После выхода фильма "У озера" вы получили Государственную премию СССР и стали самым молодым лауреатом в отечественном кино, а также приз "За лучшую женскую роль" на МКФ в Карловых Варах. И одновременно с этим сложилась ваша личная жизнь?

Белохвостикова | Да. В это же время я встретила Владимира Наумова. Познакомились в самолете. Я летела в Югославию с фильмом "У озера", он - с фильмом "Бег". Мне было 20 лет. А через год мы поженились.

РГ | Вы вместе почти 35 лет. Не надоели друг другу?

Белохвостикова | Володя соткан из фантазий. Он фонтанирующий, неунывающий, ни на секунду не останавливающийся. Снимаем ли мы кино или едем выбирать натуру. Все в радость. Да, он мне дарит цветы. Очень часто и просто так. И делает подарки, потому что ему вдруг захотелось.

РГ | А дочь, Наташа, ближе к вам или к папе?

Белохвостикова | У нас доверительные отношения. Мы все близки и очень дружны. Первую свою роль дочь сыграла в шестилетнем возрасте в фильме Алова и Наумова "Тегеран-43". Потом было еще несколько ролей, но главной ее ролью, конечно, был фильм Наумова по сценарию Тонино Гуэрра "Белый праздник", где она сыграла с Иннокентием Смоктуновским. С этим фильмом она объездила полмира. Потом окончила режиссерский факультет у Аллы Суриковой. Сняла свой первый фильм "Год Лошади - созвездие Скорпиона" и получила приз "Звездное начало" на фестивале "Женщины кино". Сейчас Наташа приступает к съемкам нового художественного фильма "В России идет снег" по сценарию прекрасного писателя и драматурга, сценариста Леонида Зорина.

РГ | Мой самый любимый фильм, где вы играете, "Стакан воды" Карасика. Это единственный фильм, где ваша героиня проявляет внутреннюю слабость, чувство ревности. И это сделано с такой энергетикой, с таким мощным посылом. А вообще все ваши героини внешне беззащитные и очень сильные внутренне. Как вы сами относитесь к этой работе?

Белохвостикова | Я бы не делала таких обобщений. Ведь смотря, что иметь в виду под слабостью. Мне кажется, что "У озера" моя героиня проявляет слабость, поддаваясь своей первой детской любви к Черныху (Василий Шукшин), но преодолевает ее. Собственно, в этом преодолении и есть развитие образа, драматургия роли. А в "Маленьких трагедиях М. Швейцера - наоборот: гордая надменная Донна Анна становится слабой и беззащитной, покоряясь воле Дон Жуана (Владимир Высоцкий), не в силах ей противостоять. А роль королевы Англии в "Стакане воды" я играла с огромным удовольствием, тем более что у меня были великолепные партнеры - Алла Демидова и Кирилл Лавров.

РГ | Вы сыграли множество ролей. Исторических, военных, классику. Какое время вы чувствуете лучше всего?

Белохвостикова | Я родилась после войны. Но, когда я играла картины военные и предвоенные, у меня было полное ощущение, что я тогда жила и все это пережито мной лично. Конечно, проще играть то, что видишь и знаешь. Труднее то, что не знаешь вовсе. Тут необходимо не только актерское мастерство, а что-то еще, профессией не предусмотренное. Нужно проникнуть в толщу далекой эпохи с другим мировосприятием. Без фантазии, интуиции, если хотите, догадок и предположений не обойдешься. Кроме того, например, в фильме "Легенда о Тиле" мне необходимо было точно уловить стиль картины и не выпасть из него, где человек представляется как бы в "измененном виде", подобно тому, как изменен взгляд Брейгеля на пейзаж Фландрии, который художник иногда видит, будто сидя на колокольне или на верхушке дерева. И необходимо оставаться естественной и правдивой в этой "измененности". Мы очень волновались, когда фильм был показан на родине Тиля. Но все обошлось, и брюссельская пресса высоко оценила картину.

Я всегда очень избирательно относилась к своим ролям. И сейчас продолжаю стремиться к неизведанному в профессии. Играю характерную роль взбалмошной особы, фанатичной театралки в фильме Владимира Наумова "Джоконда на асфальте" (фильм будет закончен в конце 2006 года).

РГ | В системе приоритетов для вас на первом месте семья. Наверняка приходилось отказываться от каких-то работ, чтобы больше быть вместе?

Белохвостикова | Вообще-то я много отказываюсь, но не только по этой причине. Просто я никогда не делала того, чего не хотела.

РГ | О чем вы мечтаете?

Белохвостикова | Научиться рисовать. Володя это делает великолепно. Дома пройти негде, картины стоят всюду. Ты и холст - это великое чувство свободы и счастья.

Образ жизни Кино и ТВ