Как считают эксперты, этим шагом глава государства "выторговал" для себя дополнительное время. Похоже, Ющенко так и не смог определиться, готов ли он распустить Верховную раду и назначить новые выборы. Теперь президент обещал рассказать о своих дальнейших действиях третьего августа, когда истечет срок, отведенный ему на выбор кандидатуры премьера.
На "круглом столе" глава государства и его партия "Наша Украина" решили подписать с антикризисной коалицией Виктора Януковича примирительный документ. Это нечто среднее между декларацией о ненападении и вступлением в "широкое парламентское большинство". Фактически подписанная бумага, если, конечно, это не очередная тактическая хитрость президента - еще один повод не разгонять Верховную раду.
В то же время Ющенко недоволен действиями и форматом антикризисной коалиции. Он считает, что основой депутатского объединения должна стать президентская "Наша Украина", а не Партия регионов.
Ранее глава государства объявил условием формирования широкой коалиции утверждение депутатами судей Конституционного суда. Но теперь он сам затягивает этот процесс. Стоило Раде объявить о своей готовности сформировать суд, как Ющенко объявил: кандидатуры судей должны утвердить все без исключения парламентские фракции. Причем в письменном виде и на альтернативной основе.
В ответ депутаты взялись не за судебные дела, а за бюджетные издержки. Они раскритиковали политику правительства Юрия Еханурова, ближайшего друга Ющенко. Хотя днем раньше эти же депутаты признали отставку кабинета Еханурова преждевременной и, уникальный случай, вернули премьера из отставки. По официальной версии, народные избранники пошли навстречу президенту, ранее заявлявшему, что увольнение Еханурова незаконно.
Фактически депутаты конституционным способом защитили свои интересы. Президент формально имеет право распустить парламент, если тот за 60 дней не сформирует новое правительство. Но этот счетчик перестает работать, если предыдущий кабинет министров не был уволен.
Депутаты ждут, чью кандидатуру Ющенко внесет на рассмотрение Верховной рады. Представители "Нашей Украины" говорят, что глава государства имеет право отклонить кандидата от антикризисной коалиции Виктора Януковича и потребовать выдвижения другой кандидатуры. Об этом президент говорил с представителями Блока Юлии Тимошенко - единственной оставшейся оппозиционной силой Рады. Лидер Блока Юлия Тимошенко вновь предложила главе государства распустить парламент, а не заниматься примиренчеством и заседаниями "круглых столов".
Но Ющенко, похоже, не склонен к столь радикальным и политически небезупречным решениям. Он рассчитывает трудоустроить в правительстве Януковича своего кума Петра Порошенко. Президент предлагает отдать Петру пост первого вице-премьера. Вторым заместителем главы правительства должен стать глава политсовета Партии регионов Николай Азаров. Но тут есть существенная сложность - Азаров не знает украинского языка и не сможет пройти объявленную Ющенко для госчиновников языковую аттестацию. Согласно ей все госслужащие обязаны перед назначением сдавать экзамен на знание украинского языка. С таким заданием Азарову явно не справиться. Но Верховная рада готова сделать для него исключение - за умение Азарова договариваться с Россией.
А пока депутаты делят с президентом правительственные портфели, украинский МИД занят очередным скандалом. В российском аэропорту "Шереметьево" были задержаны восемь украинских депутатов и бизнесменов, летевших в Петропавловск-Камчатский. Их обвинили в терроризме и допрашивали целую ночь. Беседа с одним из задержанных, предпринимателем Сергеем Клименко, длилась почти сутки. По российской версии, украинцы, летевшие на Камчатку, выпили в аэропорту. Они испугались, что в таком состоянии их не пустят в самолет. И стали угрожать персоналу, заявив, что у них в портфеле находится бомба. В итоге украинцев сняли с рейса, взрывчатку не нашли, но допрос с пристрастием устроили.
Кстати
Глава группы, депутат Киевского областного совета из фракции "Наша Украина" Сергей Чернецкий заявил, что с украинцами поступили противозаконно, не пригласили к ним посла, продержали сутки без сна и еды, хотя "не имели права задерживать дольше трех часов".