29.07.2006 03:50
Происшествия

МиГ-29 погубили птицы

Основная версия аварии истребителя МиГ-29 - столкновение с птицами
Текст:  Игорь Елков
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4131)
Читать на сайте RG.RU

С точки зрения обывателя довольно сложно понять, почему какая-то чайка, то есть несколько сотен граммов мяса и перьев, может нанести роковые повреждения сверхзвуковому истребителю весом 15 тонн. Ведь МиГ создан для воздушного боя и по определению должен стойко держать механические повреждения.

Но парадокс как раз в том, что обычная птица для истребителя часто страшнее, чем вражеский снаряд. И это не преувеличение. В каждом летном училище курсантам обязательно приводят такой вот наглядный пример: при весе птицы 1,8 кг и скорости самолета 700 км в час сила удара в три раза сокрушительнее, чем попадание 30-миллиметрового снаряда.

МиГ-29 взлетает на скорости примерно 220 км в час. Сила удара птицы величиною с чайку при подобной скорости самолета составляет примерно три тонны. В спарку "Стрижей", пилотируемую полковниками Николаем Дятлом и Игорем Куриленко, попали сразу несколько чаек. Таким образом, истребитель на взлете получил серию ударов просто чудовищной мощи. Кстати, атака пернатых на МиГ полковника Дятла едва не стоила жизни и еще одному летчику. ЧП чудом не закончилось масштабной трагедией.

На официальном сайте "Стрижей" ситуация описана так: "Из-за попадания в оба двигателя чаек пилотировавший самолет гвардии полковник Дятел Николай Михайлович, долго не думая, катапультировался. Игорь Соколов, взлетавший ведомым на МиГ-29, среагировал моментально и "сбежал" на максимале с отклонением вправо".

Проще говоря, взлетающий следом истребитель МиГ-29 избежал столкновения с самолетом командира исключительно благодаря отменной реакции летчика - командира звена "Стрижей" Игоря Евгеньевича Соколова. 37-летний подполковник Соколов - выпускник Черниговского летного училища, летчик первого класса. В пилотажной группе с 1993 года. Общий налет - 700 часов. Женат, воспитывает дочь.

По иронии судьбы все, что происходило в четверг на аэродроме "Большое Савино", имело отношение к птицам. Дятел, Соколов, "Стрижи", чайки...

Во всем мире на аэродромах с птицами борются. Методы разные, от создания пернатым дискомфортной обстановки до простого отстрела. В крупных аэропортах, например, во всех аэропортах Москвы, установлены так называемые "стационарные птицеотпугиватели". Это причудливого вида конструкции в форме зеркальных полусфер, которые под воздействием ветра вращаются, создавая поток "солнечных зайчиков". Об эффективности этого чуда техники специалисты отзываются осторожно: говорят, что "это настораживает птиц".

А еще во время полетов включают магнитофонные записи тревожных криков чаек, скворцов и серых ворон. Реже на них натравливают специально обученных ястребов-тетеревятников.

В США и ВВС Израиля для этих целей применяют даже... собак. Колли исправно гоняют птичьи стаи на земле, но полностью закрыть проблему, видимо, удастся лишь после выведения породы летающих бультерьеров. А пока этого не случилось, столкновения продолжаются.

Аварии и катастрофы