Это беспрецедентное событие: впервые российские следователи будут расследовать тяжкое преступление, совершенное на территории другого государства. То есть делать по сути работу своих зарубежных коллег.
По всем международным нормам следствие должны вести знатоки из той страны, где встретились преступник и жертва. Поэтому глупо просить помощи у московской милиции, когда вас ограбили, скажем, в Испании. Или избили в Париже. Ответ будет один: идите в местную полицию. То же самое касается и убийств. Заметьте, не ФБР ищет тех, кто застрелил Пола Хлебникова в Москве. Так что правило везде одно: кто хозяин на территории, тот и должен разбираться.
Однако Ирак - это особый случай. Не надо объяснять, какая там ситуация и какие в Багдаде правоохранительные органы. Да и нападение на российских дипломатов - это не просто уголовщина, а терроризм. Здесь российские спецслужбы просто не имели права сидеть сложа руки. Что именно делали ФСБ и Служба внешней разведки для поиска террористов - государственная тайна. Но работа велась.
Как сообщил в интервью "Российской газете" начальник управления по борьбе с международным терроризмом ФСБ России генерал-майор Юрий Сапунов, чекистами были приняты меры по отработке различных версий, и материалы переданы в Генпрокуратуру.
- Думаю, все понимают, что обстановка в Ираке очень сложная и работать там, в том числе и по линии спецслужб, крайне непросто, - рассказал генерал Сапунов. - Но по имеющейся на данный момент информации пока мы можем говорить, что есть некая террористическая организация "Консультативный совет моджахедов", которая ранее взяла на себя ответственность за это преступление. По сведениям, она создана в начале 2006 года так называемым террористом номер 2 в структуре "Аль-Каиды" аз-Заркауи и лидерами нескольких экстремистских организаций для координации своих действий в Ираке.
Теоретически дальше спецслужбы должны внедрить агентов к террористам, обложить негодяев прослушкой, выяснить всю подноготную боевиков и выслать спецназ. А тот раз - и уничтожит всех разом. Но это только в кино все так просто. Безусловно, есть тонкости оперативной работы. Однако для спецслужб важна процедура, обеспечивающая законность их действий, и в данном конкретном деле - особенно.
Ведь даже если ФСБ или внешняя разведка узнают по своим каналам имена террористов, это еще не означает, что те получат по заслугам. Важно, чтобы вина террористов была процессуально доказана. Если следствие установит и объявит на всю страну: к похищению причастны такие-то и такие-то лица, а суд, пусть и заочный, это подтвердит, тогда открываются возможности для привлечения их к ответственности.
Таким образом действия Генпрокуратуры основывают борьбу с террористами из Ирака на правовом поле.
- Дело возбуждено по пунктам статьи уголовного кодекса "убийство, сопряженное с захватом заложника, группой лиц по предварительному сговору", - сообщили корреспонденту "РГ" в Генеральной прокуратуре. - Решение о возбуждении уголовного дела было принято после того, как Генеральная прокуратура РФ завершила предварительную проверку информации, поступившей из МИД России, о нападении на сотрудников российского посольства в Ираке. По данным прокуратуры, 3 июня 2006 года в Багдаде группа неизвестных лиц совершила вооруженное нападение на бронированный автомобиль российской дипломатической миссии при подъезде к Посольству РФ. В машине находились пятеро сотрудников российского посольства в Ираке. В ходе нападения преступниками было применено автоматическое оружие, в результате чего один гражданин России - сотрудник нашей дипмиссии Виталий Титов - был убит на месте, еще четверо захвачены в заложники. Позднее похитители убили третьего секретаря посольства Федора Зайцева, а также сотрудников дипмиссии Рината Аглиулина, Анатолия Смирнова и Олега Федосеева.
Как рассказали корреспонденту "РГ", теперь будет составлен план расследования, будут проведены все необходимые мероприятия и следственные действия. Следователи Генпрокуратуры будут давать следственные поручения в том числе и сотрудникам наших спецслужб за рубежом.
Для России это дело новое, однако в мире следствие все чаще переходит все границы. Например, в 90-х годах прошлого века американское Федеральное бюро расследований стало открывать представительства по всему миру и участвовать в расследовании преступлений против граждан и собственности США за рубежом.
А несколько лет назад были приняты поправки к закону о полиции в Японии, которые расширили полномочия Главного полицейского управления Страны восходящего солнца. Тамошние сыщики получили право расследовать преступления, совершенные за рубежом, в которых японские граждане либо замешаны, либо стали жертвами. Цель поправок все та же - борьба с терроризмом. Если родное государство не будет защищать своих граждан за рубежом, то кто же их тогда вообще защитит? Так что преступников надо ловить и наказывать, невзирая на границы.
После того как Генпрокуратура России установит личности подозреваемых, тех могут объявить в международный розыск. Дальше несколько путей. Правоохранительные органы других государств могут задержать и выдать России подозреваемых. Но понятно, что террористы будут скрываться. Маловероятный вариант, когда наш спецназ сам похитит подозреваемых за рубежом и привезет в Москву.В цивилизованной стране это сделать не получится: возникнет грандиозный правовой скандал. А в нецивилизованной, где закон - горы, прокурор - автомат, у спецназа, при всем к нему уважении, может не получиться.
Третий путь - заочный приговор. Теперь это возможно. В субботнем номере "Российской газеты" от 29 июля опубликован подписанный президентом закон, вносящий изменения в ряд законодательных актов РФ, направленных на борьбу с терроризмом. Как сообщили в администрации президента, поправки предусматривают в том числе и "возможность заочного осуждения лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, находящихся за пределами территории Российской Федерации и (или) уклоняющихся от явки в суд".
Эти же самые поправки разрешили использовать за рубежом спецназ для борьбы с терроризмом.