01.08.2006 03:10
Экономика

Джейхан увеличит поставки нефти в полтора раза

Конфликт на Ближнем Востоке направил каспийскую нефть по новым маршрутам
Текст:  Алексей Леонов
Российская Бизнес-газета - : №0 (565)
Читать на сайте RG.RU

По данным АМОКа, добыча и экспорт азербайджанской нефти увеличиваются одновременно с событиями в Палестине и Ливане. Недавняя же отправка первого танкера из порта Джейхан, по словам руководителя АМОКа Д.Вудворта, "ознаменовала начало экспорта азербайджанской нефти по новому маршруту на мировые рынки. За июнь - июль из порта Джейхан уже отбыло 9 танкеров с 900 тысячами тонн азербайджанской нефти. В ближайшие месяцы эти поставки увеличатся минимум в полтора раза. Вдобавок, как подчеркнул Д. Вудворт, нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан будет перекачивать казахстанскую и туркменскую нефть. Если до сих пор азербайджанская нефть реализовывалась в странах Средиземноморья, то в перспективе поставки азербайджанской нефти могут осуществляться в США, а также через Суэцкий канал и примыкающие к нему артерии в Индию, Японию и другие страны.

Характерно, что в первые же дни войны в Ливане Израиль получил первую партию азербайджанской нефти, доставленную в Хайфу танкерами из Джейхана. Но почти одновременно начались обстрелы палестинскими партизанами расположенного в секторе Газа города Ашкелон - начального пункта трансизраильского 57-километрового нефтепровода Ашкелон - Эйлат - между Красным морем и Средиземноморьем, по которому уже перекачивается каспийская нефть. Распространение военного противостояния в Палестине на Ашкелон, по мнению израильских аналитиков, может свидетельствовать о косвенном недовольстве Саудовской Аравии, ее аравийских соседей и "транзитного" Египта новыми нефтяными маршрутами. Тем более что именно по трансизраильской артерии не только азербайджанская, но и казахстанская нефть из Джейхана уже в августе будет, причем в обход Суэцкого канала, поставляться в Индию, Японию и, возможно, в Австралию с Новой Зеландией.

Такие тенденции кардинально меняют географию нефтеперевозок в ближневосточном регионе и характер общемирового нефтеснабжения, провоцируя вовлечение наиболее влиятельных стран - членов ОПЕК и Египта в ливанский и палестинский конфликты. Но недовольны, похоже, не только эти страны.

Именно в канун открытия на полную мощность артерии Баку - Тбилиси - Джейхан (16 июля) Турция договорилась с Израилем о поставках ему каспийской нефти из Джейхана. А в начале июля о поставках, причем не по мировым ценам, и "трансизраильском" транзите азербайджанской нефти Израиль договорился с Азербайджаном. Это, подчеркнем, происходит на фоне почти полного прекращения экспортного транзита нефти по нефтепроводам в Аравии и Ираке к портам Ливана (Сайда, Триполи), Израиля (Хайфа) и к "окололиванским" портам южной Сирии (Тартус, Банияс). Существенно недогружены и примыкающие к этим портам нефтеперерабатывающие заводы - в отличие от завода в Хайфе, ныне загружаемого каспийской нефтью. Такая ситуация делает экономически более востребованной и политически безопасной каспийскую нефть. Плюс к тому она пока сбывается по ценам на 5-10 процентов ниже среднемировых.

Характерно, что транзит каспийской нефти по соседнему египетскому нефтепроводу между Красным и Средиземным морями (Суэц - Порт-Саид), параллельному Суэцкому каналу, пока не предусмотрен. Этот факт тоже подтверждает "нефтетранзитный прицел" Израиля. Но одновременно, подчеркнем, снижается общемировое значение аравийской и иракской нефти - впервые со времени ее поступления на мировой рынок во второй половине 1930-х - начале 1940-х годов. А БТД и нефтепровод Ашкелон - Эйлат становятся звеньями новой межрегиональной нефтяной магистрали. Очевидно, что чем дольше продолжится война в Ираке, Ливане и Палестине, тем успешнее упомянутая магистраль и каспийская нефть будут конкурировать с традиционными сортами нефти и нефтетранзитными артериями.

Нефть и газ Ресурсы