01.08.2006 03:00
Общество

Старая новая телевизионная волна

Текст:  Юрий Богомолов (обозреватель)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4132)
Читать на сайте RG.RU
С окончанием проектов "Народный артист", "Фабрика звезд", после конкурса "Евровидения" попса как-то схлынула с экрана, и теперь она время от времени накатывает на нас волнами. Недели две назад набежала волна "Славянский базар" из Витебска. За ней пришла очередь "Новой волны" из Юрмалы. Это все было на канале "Россия". А Первый канал уже давно объявил штормовое предупреждение, которое надо ждать в городе Сочи, где состоится конкурс молодых исполнителей "Пять звезд".

Ждем-с. А пока...

Попереключаем...

Герман Греф назвал цифру 50 миллионов и... глубоко задумался. Дело в том, что парламент ему и всем остальным чиновникам запретил употреблять слово "доллар". Пересчитывать в уме на рубли он не рискнул. Кто-то ему подсказал: "50 миллионов денег". Это уже звучало как прямое оскорбление отечественной валюты. Греф нашелся: "50 миллионов не денег". Парламентарии посмеялись.

Над кем смеялись, господа законодатели?

...Информационные программы были переполнены сводками с театров военных действий - в Кодорском ущелье и на Ближнем Востоке.

В первом случае - сведения скупые и в основном косвенные. Во втором - довольно разнообразные с привлечением непосредственных участников событий, с репортажами с мест событий.

Телевизионщиков в первом случае винить не за что. Их туда - ни в ущелья, ни в горы - не пустили. У них, правда, была возможность заглянуть в этот медвежий угол и прочувствовать его своеобразие. Но они ею не воспользовались по причине того, что плохо знают историю советского кино. А то бы непременно вспомнили о фильме Михаила Калатозова "Соль Сванетии". Фильму в прошлом году стукнуло 75 лет, но в нем с фантастической выразительностью запечатлены ландшафт и этнография богом забытого края, с мельчайшими подробностями засвидетельствованы нравы, обычаи, обряды проживающих там сванов и уйшкулов.

Телевизионщики во втором случае - молодцы. Реальность беды дана на экране выпукло; представлены точки зрения всех, кто вовлечен в конфликт по обе стороны линии фронта - политиков, солдат, беженцев. Нельзя сказать, что представленный новостной ряд приблизил нас к пониманию первопричины войны. Ясным стало одно: начала и концы этой междоусобицы далеко от нас, зрителей, и, что самое печальное, - от них, беженцев, солдат, политиков.

...В субботу Первый канал показывал документальный фильм "Свидетель катастрофы. Ураганы". Речь в нем о непредсказуемой стихии, об урагане по имени "Иван", напавшем на Флориду и наделавшем там кучу бед.

Самый разительный эпизод - как спасали животных из зоопарка. Животные вместе с метеорологами догадываются о приближении беды. Начинается эвакуация. Мы видим, как люди спасают природу от природы.

В одном из репортажей из обстреливаемого Израиля показано, как чувствуют себя животные, когда с неба падают снаряды - у зверей стрессы. Как природе спастись от человека?.. Не говоря уже о том, как человеку спастись от самого себя?..

Хорошо сижу

В порядке релаксации включаю "Новую волну". На сцене концертного зала "Дзинтари" Владимир Винокур с молодым стройным мужчиной Андреем Данилко, переоборудованным в настырную бабищу Верку Сердючку. За сценой виднеется трепетная зелень деревьев, праздные люди, слегка взволнованное море, песчаный пляж - хорошо сижу. И тут бац - рекламная пауза минут на пять. Прыгаю на Первый канал. На сцене Владимир Винокур в генеральском мундире с молодой женщиной Еленой Воробей, переоборудованной в мужчину - в рядового, необученного, кривоногого и усатого. Опять смешно. В глубине сцены - новогодняя елка. Опять хорошо.

...Слушаю Баскова и его неоконченный сонет, в котором он просит прощения за то, что живет не по Шекспиру, и которому "неважно, быть или не быть, раз все уже случилось".

...Странное дело: уже которую неделю в эфире нет ни "Кривого зеркала", ни "Аншлага", и ничего - живем.

Смотрю в порядке эксперимента

Считается, что лето вообще - время творческих поисков. В основном невидимых для телезрителей - там, за рамкой экрана, в павильонах и студиях идут кастинги ведущих новых программ, пишутся пилоты новых ток-шоу. Придумываются долгоиграющие проекты. Но некоторые "пробы пера" происходят непосредственно в эфире.

В этом смысле наиболее перспективным опытом оказался премьерный показ восьмисерийного сериала "Офицеры", о котором я написал в прошлом обозрении.

Неделю назад у меня еще не было данных службы Гэллапа; я лишь высказал осторожное предположение, что они будут впечатляющими. Результат превзошел ожидания. И намного. Рейтинг по Москве зашкалил за 13%. Доля - за 40%. И это в прайм. Делаем скидку на то, что рядом в эфире ничего "не стояло", но примем во внимание, что это зенит лета, когда "ящик" смотрят меньше, чем когда-либо.

В прошлый раз я заметил, что сериал безупречен по рецептуре и никакой в художественном отношении. Но проценты купившихся зрителей позволяют заподозрить, что успех "Офицеров" обусловлен чем-то еще.

От общества (а не просто от государства, как думают иные критики) поступил заказ на новейшую мифологию. Исполнением его с утра до ночи заняты создатели суперсериалов. Вопрос только в том, насколько точно они угадывают интерес массового подсознания.

Судя по некоторым косвенным признакам, сегодня народной массе наших соотечественников особенно близки реваншистские чувства. Улавливая эти настроения, один из лидеров "Единой России" Олег Морозов назвал родную ему партию "партией политического реванша". Суперуспешный проект "Не родись красивой" стал манифестацией эмоционально-психологического реванша простушки Кати Пушкаревой.

"Офицеры" потому и легли на душу миллионам зрителей, что в этом сериале они увидели военно-силовую составляющую матча-реванша Родины с современной действительностью.

Эксперимент Первому каналу удался, и можно ожидать, что уже в недалеком будущем последуют "Офицеры" два, три, четыре... И что уже в ближайшем будущем мы увидим, как Ставр и Шуракен осуществят операцию возмездия условным террористам за условно погибших дипломатов.

На что при этом хотелось бы обратить внимание экспериментаторов с Первого канала и идеологов из "Единой России": на чувстве и идее возмездия храм не стоит. На нем ничего не стоит, кроме рейтинга, который к тому же еще и растет. До поры до времени.

СМИ и соцсети