На расширенной коллегии минтранса, где вокруг судьбы отраслевых вузов шли горячие споры, руководитель минобрнауки Андрей Фурсенко в качестве аргумента сослался на великий Физтех: мол, он подчиняется министерству образования и науки, и ничего, демонстрирует высокий уровень обучения и научных исследований. Довод многим показался спорным: качество выпускников Физтеха - отнюдь не заслуга чиновников минобрнауки. МФТИ - это знаменитая научная школа, которую создавала вся страна.
Словом, в итоге транспортники победили: они удержали систему своих вузов. Однако сегодня уже не ясно, радоваться этому или огорчаться. Одним из бесспорных аргументов, который приводил на коллегии Андрей Фурсенко, были так называемые непрофильные факультеты. Это когда транспортный вуз вдруг набирает студентов по специальности "культурология" - на платной основе.
И ладно если бы ректоры транспортных учебных заведений действительно видели в "непрофильных" некое подспорье. Каждую добытую "слева" копейку вкладывали в будущих инженеров-дорожников, автомобилестроителей и моряков, в поддержку научных исследований. Увы, чувство меры многим изменило. Они почувствовали вкус к внебюджетному финансированию.
Но почему вдруг российские вузы стали вести себя как свободные художники? Этот вопрос я задал заместителю руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Елене Геворкян.
- Не вдруг, - ответила Елена Николаевна. - Когда в стране упал спрос на инженеров, надо было как-то выживать. А теперь... Я недавно посетила один весьма уважаемый вуз. Половина денег у него из бюджета, другая половина - внебюджетное финансирование. Причем 98 процентов "внебюджета" принесли платные студенты. И только 2 процента получены за счет контрактов на научные исследования. Напрашивается вывод: платное обучение стало вещью в себе, оно не помогает сохранять и более того - развивать в вузах научные школы. Но ведь сейчас в образовании уже появились реальные деньги! Их можно зарабатывать по научно-техническим программам, по грантам. Мне кажется, настало время переосмыслить ту ситуацию, которая сложилась в нашем образовании в 90-е годы.
А недавно на заседании совета Федерального агентства морского и речного транспорта была представлена ведомственная программа "Создание Государственного морского комплекса инновационного типа на базе Морского государственного университета им. адмирала Г.И. Невельского". Ректор Вячеслав Седых докладывал, что его вуз будет превращен в вертикально интегрированный университетский комплекс с тремя ступенями обучения - начального, на уровне "мореходки", среднего, на уровне ПТУ, и высшего, на уровне подготовки судоводителей. И на все это Седых попросил из бюджета около шести миллиардов рублей. Сумма гигантская! Вертикальная интеграция в выступлении ректора МГУ им. адмирала Г.И. Невельского подавалась как некое открытие в образовательном процессе.
В обсуждении этой программы участвовали ректоры других вузов. И тут вдруг выяснились интересные вещи. Скажем, что в Московской академии водного транспорта подобная схема обучения применяется уже около 15 лет. Кстати, МГУ им. адмирала Г.И. Невельского мог бы стать чемпионом минтранса по количеству непрофильных специальностей: правоведение (среднее образование), психология (высшее образование, две специализации), физическая культура и спорт (высшее образование), социальная педагогика (высшее и среднее образование), маркетинг (высшее образование), гостиничный сервис (среднее образование). Забавно, что учебное заведение с таким набором специальностей не только называется университетом, но еще и носит гордое имя МГУ. Все равно, как если бы на "жигули" навесили бело-голубой круг с тремя буквами BMW. И насколько это корректно с точки зрения гражданского права - использовать чужую аббревиатуру, да еще такой известный бренд?
А вот для курсантов МГУ распорядок жизни остался прежним: как положено в закрытом училище, они подметают территорию, чистят картошку и туалеты. Но теперь на это уходит гораздо больше времени: им приходится еще убирать и дамские комнаты, подбирать бычки за курящими студентками всех гражданских профессий и т.д.
- Мне кажется, надо уйти от так называемых университетов и вернуться к практике закрытых учебных заведений, - сказал присутствовавший на заседании председатель совета директоров Приморского морского пароходства Александр Кириличев. - Что такое МГУ? Где это находится? В прежнем названии все было ясно: Дальневосточное высшее инженерное морское училище. Кроме названия необходимо вернуть профильные факультеты. В этом году наше пароходство получило всего лишь одного электромеханика. В МГУ эта специальность сжалась как шагреневая кожа. А на современных судах автоматики столько, что без электромеханика не обойтись. Нужно вернуть судоремонтную и ввести судостроительную специальность. Если мы не будем готовить своих кораблестроителей, то скоро и военное судостроение отдадим китайцам. И еще: думаю, правильно будет готовить моряков в наших учебных заведениях и по госзаказу, и по заказу судоходных компаний. Мне, допустим, необходимо 15 механиков, 15 штурманов, 10 электромехаников - и я готов заплатить за их подготовку. И убрать непрофильные факультеты!
Там же, на заседании совета, выяснилось, что сотрудничество МГУ имени адмирала Невельского с соседями из Японии перешло некую грань. Приоритетом в бывшем ДВИМУ, сказал Александр Кириличев, стала подготовка моряков для судоходной компании "Мицуи".
- Норвежцы тоже готовят себе моряков на Филиппинах, - продолжил он. - Открывают там морские школы за средства госбюджета Норвегии. А МГУ готовит моряков для японского флота за деньги российского бюджета! Как говорится, почувствуйте разницу. Недавно японцы даже привезли в наше ДВИМУ суперсовременный тренажер для "своих" курсантов. 80 процентов выпускников, лучшие специалисты уходят работать к зарубежным судовладельцам. Оставшиеся 20 процентов попадают в российские судоходные компании. Чего же удивляться, что у нас растет аварийность? Поэтому давайте сначала проведем ревизию всей хозяйственной деятельности наших учебных заведений. Определимся, что же нам на самом деле необходимо и в каком объеме. Давайте почистим свои мундиры. И только после этого попросим средства для этой и других целевых программ.
Насчет аварийности руководитель пароходства прав. По данным Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, более 70 процентов аварий у нас происходит из-за неправильных действий или некомпетентности экипажей судов. Оно и понятно: те, кто знает и умеет, уплыли за границу. Оставшиеся дома не учились быть моряками, а подбирали бычки.
Но ведь в конце концов не ректоры придумали свободное распределение! Обидно другое: очень уж некоторые из них вжились в ситуацию. В частности, в заявленной В. Седых программе создания университетского комплекса на базе МГУ имени адмирала Невельского нет даже намека на то, как заявленные миллиарды помогут улучшить кадровый состав Российского флота. Руководитель вуза, по сути, попросил денег, чтобы усовершенствовать и развить то, к чему он уже привык.
Что может сделать в таком случае Рособрнадзор?
- Подготовка специалистов для иностранных компаний за деньги российского бюджета - серьезная проблема, - ответила Елена Геворкян. - Не берусь комментировать работу МГУ имени адмирала Невельского, скажу только, что решать эту проблему нужно сообща.
Выходит, образование у нас стало игрой в кошки-мышки на деньги. Государство деньги "зажиливает", вузы любыми способами зарабатывают их на стороне, а расплачиваются за эти игры выпускники. В опроснике Рособрнадзора есть такой пункт: как вчерашний студент оценивает свои перспективы после окончания вуза? Многие отвечают, что по специальности работать не пойдут. Те, у кого нет выбора, разводят руками.