03.08.2006 01:10
Культура

Венецианский фестиваль приехал в Москву

Венецианский фестиваль представил в Москве свою программу
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4134)
Читать на сайте RG.RU

Впервые за свою историю старейший фестиваль мира счел необходимым провести встречу с российской прессой у нее дома - наше кино в сентябре станет одним из главных блюд программы.

В пресс-конференции приняли участие директор Венецианского фестиваля Марко Мюллер, заместитель руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии Александр Голутва, начальник управления кинематографии Роскультуры Сергей Лазарук, кинорежиссер Андрей Кончаловский, директор московского Музея кино Наум Клейман. Как рассказал Марко Мюллер, пятеро отборщиков фестиваля посмотрели более 1400 фильмов. В главных программах от России участвуют три картины: "Эйфория" Ивана Вырыпаева в основном конкурсе, "Свободное плавание" Бориса Хлебникова в конкурсе "Горизонты", а "Острову" Павла Лунгина выпала почетная миссия закрывать главную программу Мостры.

Кроме того, одним из гвоздей фестиваля обещают стать очередные показы из цикла "Тайная история..." - на этот раз они посвящены практически не известному на Западе русскому мюзиклу. В эту ретроспективу войдут 18 классических и очень популярных в России музыкальных лент, созданных с 1934 по 1974 год - от "Гармони" Игоря Савченко до "Романса о влюбленных" Андрея Кончаловского. "Эти фильмы возвращают нам полузабытое чувство - получать удовольствие от кино", - сказал о советском мюзикле Марко Мюллер.

Российских претендентов на призы директор Венецианского фестиваля считает очень сильными: "В Италии отличная актерская школа, но уровень работы с актерами, который продемонстрировали Иван Вырыпаев в "Эйфории" и Павел Лунгин в "Острове", - то, чему и мы можем позавидовать".

Директор фестиваля рассказал, с какими трудностями он встречался в былые времена, когда пытался заполучить советские картины для руководимых им международных киносмотров - чиновники ставили всяческие препятствия на пути неугодных им картин и пытались всучить идеологически "правильное" кино. При подготовке же нынешнего фестиваля в Федеральном агентстве по культуре и кинематографии ему была оказана активная поддержка, без нее не было бы в Венеции столь разнообразной и сильной русской программы.

Ретроспектива советского мюзикла все-таки вызвала на пресс-конференции определенные сомнения - слишком "идеологичны" такие фильмы, как "Цирк" или "Светлый путь". На это возразил Андрей Кончаловский: "Эта ретроспектива уникальна по своему решению. Она покажет Западу, что в самые жесткие годы в советском кино возникало большое искусство". Он напомнил, что и "Дон Кихот" был написан Сервантесом в эпоху разгула инквизиции. "Я сам когда-то смеялся над "Кубанскими казаками", - признался Андрей Кончаловский. - А недавно посмотрел снова - абсолютный шедевр! И это замечательно, что Венецианский фестиваль дает советскому кино новый шанс занять достойное его место в мировой культуре". "Время дает новые оценки искусству, - откомментировал выбор фестиваля Наум Клейман. - Идеология уходит - остаются таланты".

Впервые в этом году в России так внятно прозвучит "эхо" Венецианского фестиваля: с 29 ноября по 3 декабря здесь пройдет кинофестиваль "Венеция в Москве", в программу которого будут включены некоторые фильмы сентябрьской Мостры.

Кино и ТВ