Символ своего времени
Детство будущего народного артиста СССР, родившегося на Украине (1901 г.), прошло в городке Нолинске Вятской губернии. Мальчишкой он бегал в "синематограф", поражался чудесам, которые предлагал "великий немой", не смея подумать даже, что сам станет звездой кино - советского. В 1926 году Борис Чирков окончил Ленинградский институт сценических искусств и стал актером Ленинградского театра юного зрителя. Первой заметной работой Чиркова на сцене стал Санчо Панса, оруженосец рыцаря печального образа. А самого Дон Кихота из Ламанчи сыграл тоже начинавший в ту пору Николай Черкасов. Черкасов снялся гораздо позднее в роли Дон Кихота, Чирков никогда уже не играл Санчо Пансу.
В 1928 году актер дебютировал в немом фильме "Родной брат". Результат ошеломил Чиркова: его театральный опыт "не сработал", в маленькой роли он выглядел неестественным. Позднее Борис Петрович вспоминал: "Приглядываясь к театральным коллегам, попавшим в такое же положение, и особенно к кинематографическим актерам, я понял, что у актеров экрана должна быть и есть своя собственная манера и техника игры перед аппаратом".
Понадобилось время, долгие наблюдения за работой коллег на "Ленфильме", чтобы Чирков нащупал собственную актерскую манеру, понял, какие именно личностные качества надо "выпячивать".
Судьбоносная встреча
Так бы обозначили сегодня факт съемок Чиркова в фильме Козинцева и Трауберга "Одна". Чиркову предложили сыграть в малюсеньком эпизоде. Григорий Козинцев писал позднее: "Вовсе не было обязательным, чтобы в "Одной" на крохотный эпизод ассистент привел именно этого артиста Театра юного зрителя. Невысокого роста, не очень складный, с носом картошкой, с ногами не такими уж прямыми, с каким-то дефектом речи (не то простецкий акцент, не то бубнит под нос) - ничуть, буквально ни одной чертой не похожий на актера, показался на редкость славным... Заключался в нем особенный, драгоценный дар: удивительная, чудо какая задушевность".
В Чиркове действительно необыкновенно органично слились крестьянское простодушие и лукавство, хитроватый прищур и провинциальный говорок. Эти качества, вероятно, приметил и оценил режиссер, вскоре пригласивший Чиркова сыграть в новой картине "Большевик" - так поначалу Козинцев и Трауберг озаглавили свой сценарий о судьбе рабочего паренька, прошедшего путь от большевика-подпольщика до одного из первых советских министров.
Идейно выдержанная лента
Слова из революционной песни "кто был ничем, тот станет всем" очень точно выразили суть произошедших в стране радикальных перемен. Вчерашние рабочие, "революционно настроенные матросы", выученики церковно-приходских училищ и прочие представители "низов", среди которых и в самом деле было немало людей талантливых, неординарных, ринулись созидать новый мир. Максим, простецкий паренек с Нарвской заставы, - один из ярких представителей рабочего сословия, сокрушавших вековые устои. В процессе съемок образ, очерченный сценаристами, претерпел существенные изменения. Как-то исподволь герой картины отнимал у остальных персонажей лучшие реплики. "Борис Петрович, - комментировал это Григорий Козинцев, - один из самых благородных и скромных артистов - никогда не позволил бы себе обидеть товарища. Нет, это нахальничал сам Максим. В нем было сердце фильма".
Борис Петрович так описывал ход работы над картиной: "Как на примерке у портного заказчик оглядывает себя, пробует, не жмет ли где новая одежда, так и актер на репетициях примеряет того человека, которого он будет изображать. Мы с режиссером начинаем репетицию. Вспоминаем, как Максим провел этот день. Где он был, что с ним произошло до той поры, когда усталый, обеспокоенный болезнью своей жены Наташи и заботами о своей новой работе, он приходит ночью в свой кабинет? Я пытаюсь сосредоточиться. Стараюсь, чтобы собственные мысли не отвлекали меня. Только дела и мысли Максима должны теперь занимать мое внимание".
Трилогия о Максиме имела оглушительный успех. Зрители приняли историю героя, поверили Чиркову и его коллегам-актерам, полюбили прекрасную музыку Дмитрия Шостаковича. Советское руководство высоко оценило усилия кинематографистов, блестяще справившихся с социальным заказом, не просто создавших достоверную биографию большевика, но и очень убедительный, человечный его образ. Два года спустя после окончания работы над трилогией в 1941 году Борис Чирков удостоился Сталинской премии. Высшую награду "отца родного" Чирков получил еще трижды: за роль композитора Глинки в одноименном фильме, а также за участие в картинах "Суд чести" и "Донецкие шахтеры". В 1950 году Борису Петровичу было присвоено звание народного артиста СССР.
Но подлинной вершиной экранной карьеры Чиркова стала комедия Михаила Калатозова "Верные друзья".
"Я участвовал во многих кинокартинах, - вспоминал актер, - но, пожалуй, ни в одной из них не было мне так приятно сниматься, как в "Верных друзьях". Во-первых, у меня появились новые, хорошие приятели: партнеры, с которыми я вместе снимался, оказались не только прекрасными актерами, но и замечательными товарищами. Мы все крепко подружились между собой. От этого и работа шла у нас очень слаженно. А кроме того, съемки-то у нас шли почти все время на природе. Целое лето плавали мы на настоящем плоту! Если бы вы видели, как завидовали нам мальчики и девочки города Тарусы, в окрестностях которого, на реке Оке, проводились наши съемки!" Потом, правда, погода испортилась, и "догонять" лето съемочная группа отправилась на юг, на Дон, чего зритель, увлеченный путешествием друзей, вовсе не заметил. В первоклассном актерском ансамбле - в картине снимались Василий Меркурьев, Александр Борисов, Алексей Грибов, Лилия Гриценко, Людмила Шагалова - Борис Чирков, точнее его герой, выделялся юмором и каким-то молодым задором.
Бремя славы
Конечно, симпатичный хирург Чижов в исполнении Бориса Чиркова не шел ни в какое сравнение в популярнейшим Максимом, навсегда оставшимся за актером образом. Были и другие, весьма удачные работы Бориса Петровича в кино: он снимался в картинах "Дорогой мой человек" Иосифа Хейфица, "Живые и мертвые" Александра Столпера, "Учитель" Сергея Герасимова, других достойных фильмах. Власти щедро осыпали милостями актера. Чирков был избран депутатом Верховного Совета СССР, награжден тремя орденами Ленина. Актер стал лауреатом Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Первый приз за лучшую мужскую роль" в 1960-м, лауреатом Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Премии за актерскую работу" в 1968-м. Характерно, однако, что студенты ВГИКа встречали своего преподавателя Чиркова песней "Крутится, вертится шар голубой"...