04.08.2006 00:00
Культура

Елена Коренева: "Любые начинания с нуля здорово омолаживают"

Текст:  Татьяна Хорошилова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4135)
Читать на сайте RG.RU

У нее была огромная популярность, в разгар которой она все бросила и уехала из страны. Это был очень странный отъезд. Скорее всего, это были издержки ее известности, которую она явно переоценила. В Америке она не снималась... Развелась с мужем-американцем, работала кем попало, занималась психологией.

Сегодня Елена Коренева в России, играет в спектаклях, снимается в кино.

Встретилась я с Леной во время премьеры спектакля "Около любви" Театра содружества актеров Таганки, где она играет главную роль странной женщины, приехавшей отдыхать в деревню с молодым спутником.

Сюжет прост. Однажды летом в подмосковном дачном поселке появляется довольно странная парочка. Он (Андрей Ташков, во втором составе телеведущий Алексей Лысенков) и она (Елена Коренева).

"Кто они? Муж и жена? Брат и сестра? Или мать с сыном?" - теряются в догадках хозяйка дома (ее играет Лидия Федосеева-Шукшина) и ее молодая соседка (актриса Олеся Железняк). Разница в возрасте дает повод для пересудов.

Сцена представляет собой часть деревенской усадьбы. Одна половина дома с летней верандой и отдельным входом. Перед ней разбит палисадник. Забор, калитка, прямо под большим окном дома стоит скамейка. В центре сцены фанерный сад, в котором "растут" в основном старые яблони и груши. Вишневых деревьев совсем нет.

"Моя героиня мне очень нравится, - рассказывает мне Лена после спектакля. - Она подходит к нынешнему моменту моей жизни. По энергетике она соответствует мне - я столичный человек. Я не играла таких женщин давно".

Российская газета | А какой период сейчас в вашей жизни?

Елена Коренева | Это период, когда у женщины начинаются проблемы возраста, понятные мне. Я тоже немолода. Мне понятны ревность моей героини, озабоченность тем, что жизнь проходит и она переходит в другую возрастную категорию, где свои проблемы. Она борется за своего спутника жизни.

РГ | ...Но ваша героиня его не отдает?

Коренева | Моя героиня - столичная женщина, профессор, и у нее есть определенное отношение к людям, которые не понимают городского языка. Суеверия, которыми живут деревенские люди, для моей героини чужды. Это ее раздражает. Это одна из тем пьесы: русские люди - люди одной страны не понимают языка друг друга, у них разные чувства, нравы. Моя героиня со своим спутником среди деревенских как марсиане.

РГ | Она лишает деревенскую соперницу счастья?

Коренева | Это двойственная ситуация. Автор пьесы специально поставил многоточие. С одной стороны, она лишает соперницу счастья, с другой - у нее есть право на это. Моя героиня приезжает со своим мужчиной в отпуск в деревню, а деревенская деваха начинает "снимать" ее спутника. Моя героиня борется за свое благополучие.

РГ | В пьесе много параллелей с Чеховым...

Коренева | На самом деле так. Спектакль о том, что стало с чеховскими персонажами в XXI веке, с чеховским языком в наше время.

РГ | Люди измельчали?

Коренева | Они не измельчали, но жизнь становится более жестокой. Это - последствия вырубки вишневого сада. Все порубили: поэтому и деревенские, и городские борются за выживание всеми возможными способами. Проблема выживания важнее всех других проблем - люди не уповают на любовь.

РГ | Вы играли персонажей, пребывающих не около любви, а любивших по-настоящему?

Коренева | У меня было много таких героинь. Это Верочка в "Месяце в деревне", я играла Джульетту в дипломном спектакле "Ромео и Джульетта", в "Романсе о влюбленных", в "Том самом Мюнхгаузене".

РГ | У вас были кумиры?

Коренева | У меня есть фотографии американской актрисы Ширли Маклейн с надписью: "Елене, женщине с моим лицом, моей любовью и моей другой жизнью". Когда мне было 17 лет, в Москве показали фильм "Квартира". И мне сказали, что есть актриса, на которую я очень похожа. Во время работы над "Романсом о влюбленных" ее присутствие явно ощущалось. Нас связывал Андрон Кончаловский - он был увлечен Ширли. Причем мы с ней похожи и внешне, и внутренним устройством жизни. В какой-то момент Кончаловский даже ставил задачу передо мной - походить на Ширли. Ширли была мегазвездой, и она довела приемы, выражающие ее сущность, до совершенства. А я только начинала.

РГ | Вы всегда были женщиной-подростком. Не хотелось изменить имидж?

Коренева | Однажды на улице я встретила Иннокентия Смоктуновского, и он воскликнул: "Лицо! Какое лицо! Какие глаза! Шикарная женщина, но чуть-чуть бы повыше - и все было бы нормально". По внешним данным я тянула на травести, но внутренне скорее на драматическую актрису. Тогда я самоуверенно говорила, что люблю смотреть сверху вниз, но это мне не удается.

РГ | Вы часто начинали с нуля - сознательно или случайно?

Коренева | Сознательно. Любые начинания с нуля здорово омолаживают. Но когда я поехала в Америку, это был поворот судьбы. Моя беспрерывная работа в кино, компании друзей с разговорами на кухне начали меня тяготить. "Охота пуще неволи! - говорил Андрон Кончаловский. - Настанет день, и все пошлешь к черту - и театр, и кино, и даже квартира будет не нужна!"

РГ | Насколько трудна адаптация к другой жизни?

Коренева | Это было постепенно. Однажды я пожаловалась на жизнь своей приятельнице, и она ответила, что в Америке не любят слабых женщин. Это в России любят вышибать слезу. В Америке я работала официанткой, дилером, хотела быть даже травником...

РГ | В Америке вы работали и в русском ресторане "Самовар".

Коренева | Я в этот ресторан заходила пообедать, а однажды администратор, мой знакомый, предложил мне поработать у него. Я рассмеялась: актриса, хоть и бывшая, работает официанткой. Но денег оставалось впритык, и я согласилась.

РГ | Кто приходил в "Самовар"?

Коренева | Все от актрисы Тани Догилевой до замминистра. Однажды я познакомилась даже с Иосифом Бродским. Мы с ним подолгу гуляли, бродили. Ему можно было задать любой вопрос. Незадолго до этого я была на грани смерти. Я экспериментировала с добром и злом, и это привело меня к кризису. Я позвонила Андрону Кончаловскому. Он был в Америке и снимал "Гомера и Эдди". И он позвал меня на съемочную площадку, а затем я вернулась в Нью-Йорк и стала работать в "Самоваре".

РГ | Еще вы пишете книги. Это ваш ответ на литературное творчество Андрона Кончаловского?

Коренева | Нет, я давно писала рассказы. А тут захотелось все переосмыслить. У меня вышли "Идиотка", "Нет, Ленка". Надеюсь, что появится третья. И более короткий вариант "Идиотки".

РГ | Где снимаетесь?

Коренева | Мне поступило предложение сыграть в сериале, который снимается в Киеве, - "Сестры по крови".

Театр