05.08.2006 05:20
Власть

Яковенко: самостоятельно страна не может решить миграционную проблему

Текст:  Александр Зорин
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4137)
Читать на сайте RG.RU

В преддверии этого события на вопросы "Российской газеты" согласился ответить заместитель министра иностранных дел РФ Александр Яковенко.

Российская газета| Насколько актуальна для России тема, которая будет обсуждаться на сессии Генассамблеи ООН?

Александр Яковенко| Проведение данного форума не случайно. В мире накопилось множество проблем в связи с интенсивным перемещением людей, углублением процессов глобализации. И это вызывает необходимость усиления межгосударственной координации в интересах эффективного использования экономических, социальных и культурных преимуществ, которые несет в себе международная миграция. Разумеется, речь идет также о минимизации негативных последствий трансграничных перемещений, сокращении незаконной миграции, борьбе с торговлей людьми, коррекции отрицательного имиджа мигранта в мире.

Как известно, Россия является государством, в котором за последние годы резко увеличился миграционный обмен, где хотя и созданы основы миграционного регулирования, но, как и повсюду в мире, налицо определенные пробелы, подобно другим государствам, мы имеем дело с процессом притока нелегальных мигрантов. В России также налицо неблагоприятные демографические тенденции, наблюдаются утечка умов, низкая мобильность трудовых ресурсов, рост безработицы при дефиците квалифицированных кадров в отдельных сферах экономики. Необходимо решить серьезную проблему: расширить приток в Россию нужной нам иностранной рабочей силы. Одним из средств для этого является реализация программы по добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом.

РГ| Что делается для того, чтобы противостоять этим тенденциям?

Яковенко| Все эти моменты обусловили необходимость выработки новой концепции миграционной политики Российской Федерации, рассмотрение которой входит в завершающую фазу. Мы исходим из того, что в ней будут отражены основные национальные приоритеты в данной области. Их суть в том, что современная миграционная политика должна отражать степень зрелости наших демократических институтов.

Нельзя не учитывать и потребность в формировании у населения толерантного отношения к мигрантам. Это неизбежно на новом этапе развития России в условиях глобализации.

РГ| Общий бич - нелегальная миграция. Чуть ли не каждый день, скажем, из Испании или Италии приходят сообщения о том, что задержано судно, на котором мигранты в обход закона пытались пробратьcя на "землю обетованную", туда, где они смогут достойно жить...

Яковенко| Нелегальная миграция и торговля людьми действительно являются общей угрозой для всех стран. Эти явления представляют собой питательную среду для организованной преступности и посягательств на интересы безопасности того или иного государства. Не вызывает сомнения, что применение одних лишь карательных мер в этом случае или же "закручивание гаек" абсолютно не продуктивны.

Поэтому здесь необходимы неординарные решения, применение на практике опыта других стран. К примеру, проведение мероприятий по легализации отдельных категорий иностранцев с учетом целесообразности использования их трудового потенциала в экономике России.

К настоящему моменту сложилось однозначное мнение: нет ни одной страны, которая могла бы решить самостоятельно свои миграционные проблемы без использования опыта других государств, двустороннего и многостороннего сотрудничества. Россия на своем опыте убедилась в том, что сотрудничество на этом направлении приносит неплохие результаты. В частности, в региональном плане - благодаря процессу, основа которого была заложена десять лет назад Программой действий Конференции по миграции и беженцам в странах СНГ. Ее реализация позволила не только добиться создания законодательной, нормативной и институциональной базы в этой сфере в каждом из этих государств, но и выйти на более высокий уровень межгосударственного взаимодействия, в том числе в рамках СНГ и ОДКБ.

Внешняя политика ООН