07.08.2006 02:00
Культура

В Москве появится новый Эрмитаж

Лариса Васильева предлагает устроить в Большом дворце музей для всех российских государей
Текст:  Ирина Пуля
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4137) Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4138)
Читать на сайте RG.RU

Юрий Лужков уже заявлял о намерении расположить в Большом дворце "громадную" картинную галерею: "Сделаем что-то, соразмерное Эрмитажу". Это будет красота!" Есть задумка использовать Большой дворец и в представительских целях, превратив его в подобие Большого Кремлевского дворца или Константиновского дворца в Стрельне под Петербургом. С новым интересным предложением выступила недавно известная писательница, автор книги "Душа Москвы", президент музейного комплекса "История танка Т-34" Лариса Васильева. По ее мнению, следует главной идеей царицынской экспозиции сделать тему "Москва Первопрестольная".

- Я знаю об идее посвятить музей в Царицыно истории царствования Екатерины, - рассказывает Лариса Николаевна. - Но мне представляется это не совсем корректным - ведь ей уже отведено много места в Царском Селе, зачем повторяться? Гораздо интереснее и логичнее рассказать в этих стенах о венчаниях на царствование и коронациях всех русских самодержцев. Согласитесь, о царях знают мало - а, стало быть, мало знают историю. Музей мог бы восполнить этот пробел.

Напомню, усадьба в Царицыно строилась по проекту архитектора Матвея Казакова на месте разобранного Главного корпуса дворца Ее Императорского Величества и Их Императорских Высочеств, возведенного Василием Баженовым. Екатерине Великой не понравилось баженовское творение. Она приказала его срыть. Новый, уже казаковский, дворец некоторые искусствоведы назвали "тяжелой и грузной крепостью", которая в окружении утонченной и хрупкой баженовской архитектуры ведет себя как "деспот и тиран". Судьба архитектурного исполина была незавидной - оказавшись невостребованным, он разрушился. На протяжении двух веков появлялись проекты восстановления Большого дворца и под дом отдыха, и под завод шампанских вин, но они не были воплощены в жизнь.

Когда за реконструкцию усадьбы взялся Лужков, ряд архитекторов предлагали Большой дворец не трогать, оставить его по прежнему в виде руин, лишь встроить в благородные обломки высокотехнологичные и незаметные для глаз коммуникации (как это принято при консервации античных зданий Рима) и прямо в них открыть музей. Эта идея была отвергнута, и восстановление началось.

Лариса Васильева предлагает в новом музее начать отсчет времени с 1395 года. Именно тогда "бич народа" Тамерлан вторгся в Россию и направился к Москве. Великий князь Василий Дмитриевич с войском вышел ему навстречу, более рассчитывая на небесное заступничество, чем на силу дружин. И Богоматерь, как писали летописцы, не отвергла уповавших на нее. Она явилась во сне к Тамерлану, и, убоявшись ее гнева, он развернул назад свои полчища. Тогда и стала зарождаться русская государственность. Следующая дата - 1437 год, когда состоялось первое венчание с помазанием по византийскому чину внука Ивана III Дмитрия.

- В это время, - подчеркивает Васильева, - шло утверждение Москвы Первопрестольной, которое стало важнейшим этапом создания Московского государства. А дальше экспозицию можно выстраивать по порядку: в 1505 году венчается на царство князь Василий III, в 1547 - Иван IV Грозный, затем Федор Иоаннович, Борис Годунов и так далее... Впоследствии менялась процедура коронования царей, но неизменным оставалось место - Москва, Успенский собор Кремля. За каждым из этих событий стоит и история самой Москвы.

- Возьмем хотя бы архитектурный аспект, - говорит Васильева. - При Иване III поднялись новые башни Кремля, в Замоскворечье появился Красный сад. При Василии III в память о завоевании Смоленска воздвигли Новодевичий монастырь. В правление Ивана Грозного встал на Красной площади храм Василия Блаженного... Казалось бы, короткое время Смуты, когда правил Борис Годунов, мало чем украсило нашу столицу, но в это время, мне кажется, формировался мужественный и целеустремленный характер москвичей, а вслед за ними и всех русских людей. Очень интересно было бы продемонстрировать с помощью различных вещей, дошедших до нас из разных эпох, как те или иные государевы указы влияли на повседневную жизнь москвичей. Такая линия могла бы привнести теплую, даже щемящую ноту, освобождая выставку от "замузеивания".

- Идею развернуть в музее-заповеднике "Царицыно" культурно-историческую экспозицию, связанную с Москвой, можно только приветствовать, - прокомментировала корреспонденту "РГ" Ольга Докучаева, зам. генерального директора Музея по науке. - Но тема "Москва Первопрестольная" для нашего музея подходит только для временной выставки, которую он мог бы организовать с участием других музеев. Ведь наш музей-заповедник не располагает собственными экспонатами, способными полно проиллюстрировать коронации и венчания всех русских монархов. Символы государственной власти, без которых невозможно создать такую масштабную экспозицию, сосредоточены в основном в музеях Московского Кремля и, в частности, в Оружейной палате. Значит, для постоянного экспонирования в нашем музее в рамках темы "Москва Первопрестольная" их надо копировать или, что практически неосуществимо, частично передавать царицынскому музею. Вопрос об этом может решаться как минимум на уровне Министерства культуры РФ.

Однако идея "Москвы Первопрестольной" уже нашла понимание у городского правительства, в частности, ее поддержала Людмила Швецова, первый зам. мэра в правительстве Москвы.

Музеи и памятники