07.08.2006 07:00
Происшествия

Сыщики близки к разгадке схемы хищений из Эрмитажа

Эрмитаж отменяет презумпцию невиновности "для своих"
Текст:  Михаил Телехов (Санкт-Петербург)
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4137)
Читать на сайте RG.RU

Правда, о полном раскрытии этого дела оперативники 9-го "антикварного" отдела уголовного розыска Петербурга и присланные им в поддержку розыскники из Департамента уголовного розыска МВД России смогут заявить, когда станет известно о местонахождении большей части похищенных экспонатов.

Но основной причиной хищения 221-го экспоната из эрмитажного фонда "Русское искусство", как заявили корреспонденту "РГ" в ГУВД Петербурга и Ленинградской области, стало то, что система безопасности Государственного Эрмитажа не принимала во внимание человеческий фактор. Интеллигентная позиция руководства обеспечила всем сотрудникам учреждения презумпцию невиновности. И, как заявил журналистам директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, поскольку в плановом, длившемся в течение нескольких лет (приблизительно с 1999-го до 2004 года) выносе ювелирных изделий из самого охраняемого фонда музея замешаны бывшие сотрудники этого фонда, то пусть порядочные работники Эрмитажа не обижаются, но принцип охраны коллекции в ближайшее же время будет пересмотрен. Сейчас на охрану самой большой в России коллекции произведений искусств ежегодно тратится порядка миллиона долларов в год.

Похоже, после выяснения всех обстоятельств хищения и по согласованию с Росохранкультурой эта сумма будет увеличена. А проверкам и досмотру (конечно, не личного, а с помощью чувствительных сканеров) будут подвергаться все без исключения сотрудники Государственного Эрмитажа. В принципе эта система была предусмотрена. На служебном входе в музей даже стоит соответствующее оборудование. Но последние несколько лет просвечивающая "рамка" была не подключена к электросетям и стояла просто как мебель.

Как пояснил Михаил Пиотровский, для него известие о том, что в преступлении замешаны бывшие сотрудники Эрмитажа, стало шоком. Он искренне не понимал, как искусствовед или любой петербуржец может посягнуть на народное достояние.

Сейчас на сайте Государственного Эрмитажа вывешен полный список похищенных экспонатов. И это уже начало играть свою роль. То есть таким образом музей засветил без сомнения интересующие коллекционеров раритеты, а 99 процентов из них не будут связываться с ворованными ценностями. И один из похищенных и наиболее ценных экспонатов - икону "Собор всех святых" - один из коллекционеров на условии анонимности уже вернул: подбросил в мусорный бак на улице Рылеева, 21, и по телефону сообщил об этом в "антикварный" отдел уголовного розыска. Оперативники нашли "схрон" - икона оказалась в целости и сохранности. Милицейские эксперты оценили ее стоимость в 200 тысяч долларов. Стоимость всего похищенного оценивается в 130 миллионов рублей (кстати, на такую сумму ежегодно пополняются фонды Государственного Эрмитажа).

По официально неподтвержденным данным, в этом преступлении замешана семья бывшего главного хранителя фонда "Русское искусство" 52-летней Ларисы Завадской. Она умерла от сердечного приступа в октябре прошлого года, как раз тогда, когда началась проверка. Но оперативники склонны снять с нее все подозрения. А вот ее мужа и сына - старшего и младшего Николаев Завадских - уже неоднократно допрашивали. Известно, что ее сын работал в Эрмитаже как раз в те годы, когда "ювелирные единицы хранения" предположительно начали пропадать из фонда музея. Скорее всего, это происходило за спиной Ларисы Завадской - друзья и коллеги характеризуют ее как исключительно порядочного человека. Она была умная женщина, и когда началась проверка, несомненно, первой узнала о том, что две сотни экспонатов пропали, и не могла не догадаться, кто мог их вынести из музея. Не исключено, что именно это и убило ее.

Члены комиссии Роскультуры и Росохранкультуры совместно с руководством музея сделают соответствующие выводы и примут меры, чтобы повторить подобное впредь было невозможно. А сейчас все внимание общественности направлено на работу сотрудников уголовного розыска. Работы у них очень много. Надо узнать историю каждого из 221 экспоната, выследить их и постараться вернуть. Надо найти не только воров, но и курьеров, скупщиков, всех посредников. Поэтому сыщиков отгородили от любых внешних помех - журналистов, рьяных общественников - сейчас они занимаются только поиском эрмитажных ценностей и всех причастных к их похищению.

Криминал