Катастрофа унесла жизни 71 человека. Большинство погибших составляли дети - пассажиры российского самолета. Они направлялись на отдых в Испанию.
Прокуратура города Винтертур, проводившая расследование, предъявила сотрудникам "Скайгайд" обвинение в убийстве по неосторожности. Подсудимым грозит от 6 до 15 месяцев тюрьмы. Следователи пришли к выводу, что одной из причин трагедии стало халатное отношение сотрудников "Скайгайд" к служебным обязанностям. Прокуратура обнаружила существенные недостатки в том, как компания организовала контроль за воздушной навигацией.
Обвинения были предъявлены трем представителям из руководства "Скайгайд", трем рядовым сотрудникам и двум специалистам, которые отвечают за техническое состояние оборудования. Однако до вынесения вердикта никто из них не будет отстранен от работы. По словам представителя компании, "суду еще предстоит проверить справедливость обвинений".
Уже в начале расследования стало очевидно: катастрофа произошла в результате целой серии роковых ошибок и нарушений. Во-первых, в момент столкновения самолетов за экраном радаров находился только один диспетчер - его напарник решил немного отдохнуть. Во-вторых, ни один из дежурных не знал, что в ту роковую ночь техническая служба "Скайгайд" отключила главный радар на башне контроля и основную телефонную линию.
Об этом свидетельствует экспертиза, проведенная по заказу прокуратуры Винтертура. Тот факт, что диспетчеры не были проинформированы о проводившихся технических работах, вполне мог стать одной из причин, которые привели к столь трагическим последствиям.
Немецкое федеральное ведомство по авиационным происшествиям возложило вину за трагедию на швейцарскую компанию "Скайгайд", так как в момент катастрофы самолет пролетал над подконтрольной ей территорией. В ту ночь у экранов радаров дежурил диспетчер Питер Нильсен. Позднее он был убит россиянином Виталием Калоевым, потерявшим в результате трагедии жену и двух детей.
В первое время "Скайгайд" пыталась приписать вину за произошедшее экипажу российского Ту-154, члены которого якобы плохо владели английским языком и поэтому не поняли указание диспетчера. Лишь два года спустя компания признала свою ответственность за катастрофу и согласилась выплатить компенсацию родственникам погибших.
Все четыре года со дня страшной авиакатастрофы родственники погибших ждут вердиктов европейских судов и выплаты в полном объеме денежной компенсации.
Примерно треть родственников погибших уже получили компенсации - от 50 до 200 тысяч долларов. После катастрофы в Уфу прибыли представители многих известных адвокатских контор и устроили своеобразный аукцион - кто пообещает больше денег скорбящим родственникам. Самые циничные называли сумму в миллион долларов за каждого погибшего. В результате те, кто не придавал большого значения величине компенсации, получили по 50-70 тысяч. Прошедшие через суды сумели отвоевать в несколько раз больше. Около 27 человек до сих пор работают с американскими адвокатами. Действия этой группы курирует общественная организация "Родственники погибших в авиакатастрофе 2 июля 2002 года. Рейс N 2937". Ее председатель Зульфат Хамматов, который потерял сына Артура, осторожен в оценках. Он считает, что судебные процессы идут очень медленно, но в цивилизованном русле. Сейчас готовится исковое заявление в испанский суд, в котором также выдвигается ряд требований.
Есть и другие мнения. Евгений Нелюбин, потерявший в авиакатастрофе дочь, считает, что в Швейцарии суд работает по двойным стандартам. Дело об убийстве диспетчера компании "Скайгайд" Петера Нильсена, дежурившего в ту злополучную ночь, расследовалось всего год. В результате суд за два дня приговорил россиянина Виталия Калоева к восьми годам тюрьмы строгого режима. При этом было принято во внимание, что в авиакатастрофе над Боденским озером Калоев потерял всю семью - жену и двух детей.
- Все-таки главное в этом деле, - подчеркивает Евгений Нелюбин, - не получить компенсации, а наказать виновных.
До сих пор окончательно не решен вопрос о сумме компенсации за разбившийся самолет "Башкирским авиалиниям". Немецкий суд этим летом решил, что Германия несет ответственность за катастрофу над Боденским озером, несмотря на то, что этот участок воздушного пространства контролируется швейцарской авиадиспетчерской службой "Скайгайд". Авиакомпания "Башкирские авиалинии" за Ту-154 может получить от 3 до 40 миллионов долларов.
Кстати
В 2007 году начнется разбирательство по иску компании "Башкирские авиалинии" к руководству Германии и компании "Скайгайд". Российский авиаперевозчик требует от судей официально снять с него ответственность за катастрофу над Боденским озером.