10.08.2006 04:02
Общество

Приморье против нового порядка проезда в погранзоны

Воссоздание режима погранзон наносит удар по экономике Приморья
Текст:  Ольга Журман (Владивосток)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4140)
Читать на сайте RG.RU

Что бы ни объясняли сейчас пограничники, что пропуска в погранзоны будут обязательны с 1 сентября или только с будущего года, с обнародованием приказа директора ФСБ "О пределах пограничной зоны на территории Приморского края" джинн выпущен из бутылки и уже оказывает влияние на бизнес края, пока только туристический. Так, если, перестраховываясь, турфирмы, чтобы довести группу туристов до границы с КНР, обращаются за оформлением пропуска (получается, за разрешением на выезд из страны) в погрануправление по Приморскому краю, там им коллективные пропуска выдают. А вот в погрануправлении по соседнему Хабаровскому краю отказывают: нет, мол, бланков, лишних людей, такой практики в принципе, и вообще приказ касается только Приморского края...

Хабаровские турфирмы убеждают земляков не ехать в Приморье, недобросовестно пугая возможными проблемами. В самом Приморье, много сил потратившем на организацию въездного туризма, ориентируясь на иностранцев, теперь не знают, как объяснить японцам - они любят ездить на озеро Ханка любоваться на птиц - необходимость засвидетельствовать свою фамилию в российском ФСБ. Оформление пропуска в погранзону за десять дней тоже не устраивает: приморцы принимают решение ехать к чистому морю в пограничный Хасанский район утром, чтобы выехать вечером. Ну какие тут десять дней! А заверения первого зам. начальника Погрануправления ФСБ по Приморскому краю генерал-майора Вячеслава Бирюкова о возможности оформить пропуск сразу на год вообще ставит в тупик: зачем вводить ограничения, чтобы потом выдавать разрешения всем подряд?

- Чем выше мобильность людей, тем выше доходность территории, - считает директор Тихоокеанского центра стратегических разработок Михаил Терский. - Как только начинаются ограничения - административные, пограничные, - сразу снижается экономическая активность и инвестиционная привлекательность территории.

Ему вторит академик РАН Петр Бакланов: "Из эффективного использования исключаются большие территории, местные бюджеты не дополучат доходов". В погранзоны попали любимые дальневосточниками места отдыха на побережье Японского моря. К тому же в соседнем Китае, о необходимости сотрудничества с которым региональные власти говорят на каждом углу, есть участки границы - туристические объекты, а у нас вся граница - тридцатикилометровая погранзона.

Как считает юрист Виталий Береговский, включение в состав пограничной зоны мест традиционного отдыха жителей Дальнего Востока заставит людей, приезжающих на автомашинах из других регионов России, предлагать различного рода коррупционные схемы оперативного решения вопросов, связанных с отдыхом. Поэтому текст обращения к директору ФСБ Патрушеву, который распространен сейчас по Дальнему Востоку, содержит требование снять статус пограничных зон с прибрежных территорий Шкотовского, Партизанского, Лазовского, Ольгинского, Кавалеровского, Тернейского, Хасанского, Ханкайского районов, города Дальнегорск, Тавричанского сельского поселения, островов внутренних вод, входящих в состав территорий муниципальных образований края.

Губернатор края Сергей Дарькин обещал жителям края личный контроль за практикой применения приказа директора ФСБ с тем, чтобы он не ухудшил существование приморцев: "Мы здесь и так многого лишены. Не можем поехать в Европу, на Черноморском побережье, даже до столицы добраться не можем из-за высоких авиа- и железнодорожных тарифов. И чтобы у нас еще были проблемы до моря доехать..."

Миграция Охрана порядка