15.08.2006 03:00
Общество

"Зеленый пояс" Москвы остается вне закона

"Зеленый пояс" Москвы остается вне закона
Текст:  Татьяна Смольякова
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4144)
Читать на сайте RG.RU

Российская газета | Сергей Анатольевич, недавно Юрий Лужков выступил с предложением передать лесопарковый пояс Москвы в ведение минприроды. А кто сегодня реально распоряжается зеленой зоной? Разве она не входит в состав государственного лесного фонда?

Сергей Сопин | Лесопарковый пояс был и остается федеральной собственностью - частью государственного лесного фонда. Но примерно полвека назад он был передан в управление московской администрации. Были созданы так называемые спецлесхозы, которые занимались защитой, охраной лесов, противопожарными мероприятиями, словом, вели там всю лесохозяйственную деятельность.

В советское время такая ситуация устраивала всех. Но сейчас законодательство стало меняться, и возник правовой нонсенс. Субъект не имеет права управлять федеральной собственностью, а де-факто управляет. Более того, Москва управляет федеральной собственностью на чужой территории (весь лесопарковый пояс составляет 64 тысячи гектаров, из которых порядка 55 тысяч находятся в области).

В 2004 году руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Валерий Рощупкин издал приказ о передаче лесопарковой зоны в состав нашего территориального агентства. Москва оспаривала в суде это решение, но проиграла дело. В итоге в прошлом году Рощупкин и Лужков подписали соглашение: Рослесхоз осуществляет предписанные законом полномочия: такие, как аренда, выдача лесорубочных билетов, согласование границ и т.д., а хозяйственная деятельность и финансирование спецлесхозов остается за столичным правительством.

Тем не менее ситуация по-прежнему находится вне правового поля. Москва расходует большие деньги - порядка 300 миллионов рублей в год - на содержание "зеленой зоны". И мы ей за это говорим спасибо. Но субъект не имеет права тратить деньги на содержание федеральной собственности. Я считаю, что нужно раз и навсегда законодательно прописать статус лесопаркового пояса столицы.

РГ | Сейчас готовится ко второму чтению новый Лесной кодекс. По-прежнему яблоком раздора остается вопрос частной собственности на лес. С другой стороны, некоторые губернаторы настаивают на том, что управлять лесами должны регионы. Как вы на это смотрите?

Сопин | Я убежден, что лесной фонд должен оставаться в федеральной собственности под контролем государства. За последние 15 лет в Московской области из 1,8 миллиона гектаров мы законно "потеряли" 110 гектаров леса. Столько было переведено постановлениями правительства РФ под социальные нужды. А в аренду сдано под спортивные, культурно-оздоровительные цели немного более 3000 гектаров лесного фонда. Это 0,17 процента лесного фонда.

Лес сохранен благодаря тому, что он остался в государственной собственности.

РГ | Тем не менее сейчас бурно развивается аренда лесных участков. А в Подмосковье, видимо, этот процесс идет особенно активно?

Сопин | Да, в этом году после двухлетнего перерыва мы возобновили конкурсы на аренду лесных участков под рекреационные цели. Первый конкурс прошел 15 мая. Но уже сейчас можно сказать, что спрос на аренду участков лесного фонда не просто большой, а ажиотажный. На сегодняшний день к нам поступило уже более 2 тысяч заявок на участие в лесных конкурсах.

РГ | Что значит аренда для "рекреационных целей"? Что там можно, что нельзя?

Сопин | Рекреация - это то, что используется для отдыха, восстановления и улучшения здоровья людей. Это аренда для культурно-оздоровительных, туристических, спортивных целей. Там можно гулять, собирать грибы и ягоды, прокладывать лыжные трассы зимой, велосипедные маршруты летом, заниматься спортивным ориентированием и т.д. Можно на период лесопользования возводить временные строения и сооружения, связанные с данным видом лесопользования. Например, поставить навес, скамейку, беседку. Использование участка, предназначенного для рекреации, не по целевому назначению, запрещается. Рубить деревья категорически нельзя. Также запрещается возведение объектов капитального строительства, в том числе объектов индивидуального жилищного либо дачного строительства. Размещение временных строений допускается только на нелесных землях лесного фонда (например, на поляне).

РГ | Цена вопроса для арендатора?

Сопин | Вся Московская область поделена на три зоны в зависимости от востребованности участков. Подчеркиваю: мы сейчас говорим о рекреационных целях аренды. Для самой востребованной зоны базовая ставка - 16 407 рублей за гектар в год. Дальше применяются коэффициенты, которые учитывают приближенность участка к автомобильным дорогам и другие условия категории защищенности лесов. В первой зоне максимальная ставка примерно 90 тысяч рублей в год, минимальная - около 80 тысяч. Для тех лесхозов, которые мало востребованы, базовая ставка - 10 654 рубля. А здесь максимальный размер арендной платы - около 58 тысяч рублей в год, минимальный - примерно 53 тысячи. Размер арендной платы на каждый участок рассчитывают индивидуально.

РГ | Допустим, моя усадьба в деревне прилегает к землям лесного фонда. Я хочу взять в аренду участок леса сразу за домом. Скажите, я должна ждать, когда мои соседи станут на него посягать и конкурс со мной устраивать? Если я единственный претендент, то не могу взять в аренду этот участок?

Сопин | Нет, не можете. Слово "конкурс" предполагает участие как минимум двух человек. Кстати, как только люди узнают, что сосед хочет взять в аренду какой-то дополнительный участок, то моментально на участок, который вчера никому не был нужен, находятся претенденты.

РГ | Многие беспокоятся, что арендованные лесные участки обнесут заборами и уже невозможно станет собирать грибы в любимых местах.

Сопин | С одной стороны, существует понятие публичного лесного сервитута. В соответствии со ст. 21 Лесного Кодекса оно предусматривает свободное нахождение любого гражданина в лесу. С другой стороны, в законодательстве отсутствует норма, запрещающая огораживать участок, и если человек платит деньги, ухаживает за арендованным участком, то почему кто-то должен прийти и мусорить, собирать там грибы и ягоды? Здесь налицо несовершенство нашего законодательства. Но мы всего лишь исполнители и поэтому выполняем то, что нам предписал законодатель.

Закон запрещает капитальное строительство зданий и сооружений на арендованном лесном участке. Соответственно, мощный забор на бетонной подушке ставить нельзя, можно - легкую изгородь. При этом мы обязываем наших арендаторов делать калитки, чтобы можно было свободно проходить через участки.

Знаете, я не исключаю, что в наши леса скоро действительно не войдешь, но не потому, что арендаторы заборы поставят, а потому, что лес страшно захламлен.

РГ | А разве не вы отвечаете за чистоту леса?

Сопин | Теперь, к сожалению, не мы. Функции охраны и контроля лесного фонда переданы в Росприроднадзор. Это было ошибкой. Наши лесники теперь даже не имеют права составить акт о нарушении, в том числе по поводу несанкционированных свалок в лесу. Мы не можем привлечь к ответственности. В итоге лесники смотрят-смотрят на эту кучу - сердце не выдерживает, пригоняют бульдозер, самосвал и убирают. Сложнее стало бороться с незаконными новогодними вырубками елок. Раньше за этим всегда следил лесник, отвечал и принимал меры, теперь нет. Впрочем, говорят, функцию охраны леса в ближайшее время нам вернут. Это будет правильным решением.

РГ | Сергей Анатольевич, на территории Московской области ведется и заготовка древесины. Общественность это очень беспокоит. Недавно "зеленые" устроили пикет, обвиняли вас в том, что вы готовы пустить Подмосковье под топор.

Сопин | Действительно, было такое. Вот только эти "борцы" плохо себе представляют, что для леса благо, а что нет.

Во-первых. В Подмосковье очень много спелых и перестойных насаждений. Их не только можно, но и обязательно нужно рубить. Несвоевременная рубка перестойных деревьев приводит к тому, что ухудшается санитарное состояние леса (появляются болезни, вредители), повышается пожарная опасность, теряются технические качества древесины. Кроме того, "защитникам леса" не мешало бы знать, что перестойный лес уже не выделяет кислород, а поглощает его.

Во-вторых. Рубки главного пользования можно вести далеко не на всей территории Подмосковья, а только на 39 процентах ее площади. На остальной территории это могут быть только рубки ухода и санитарные рубки (удаление из древостоя бурелома, усыхающих деревьев, сухостоя, заселенных стволовыми вредителями и пораженных болезнями деревьев).

В-третьих. Ежегодно по рубкам главного пользования у нас должно заготавливаться 1,930 миллиона кубометров древесины. А знаете, сколько реально заготавливается? 25, от силы 30 процентов.

Для нас большая проблема - найти лесопользователей, которые захотели бы заниматься вырубкой такого леса. Дело в том, что 58 процентов подмосковных лесов - это мягколиственные породы, которые не представляют для лесозаготовителей большой ценности. Да и хвойная древесина по качеству не идет в сравнение, например, с вологодской или карельской. Кроме того, лесопользователь, согласно действующему законодательству, обязан и восстанавливать лес, и защищать его от пожара. Все эти факторы вместе делают заготовку древесины в Московской области экономически невыгодной.

Это показали и последние конкурсы на право аренды с целью заготовки древесины по главному пользованию. Мы выставили на конкурс участки лесного фонда, расположенные в пяти лесхозах. А конкурс состоялся только по одному.

К сожалению, это не всегда понимают люди, которые устраивают пикеты в защиту леса. Но есть у этой медали и другая, положительная сторона: только зазвенел в лесу топор - население сразу начинает реагировать: звонить, писать, вызывать нас. Мы чего-то не заметили - люди заметят. Народ - самый лучший контролер.

Справка "РГ"

Государственный лесной фонд в Подмосковье составляет 1,787 миллиона гектаров. Все леса Московской области отнесены к первой группе: 95 % лесов выполняют санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, из них на "зеленые зоны" вокруг городов приходится 82 %.

В подмосковных лесах преобладают мягколиственные породы - 58 %, на долю хвойных приходится 40 %, на долю твердолиственных - 2 %.

Экология Ресурсы Московская область Москва Столица