Для архангельских, например, лесозаводов рост цен на пиломатериалы имеет огромное значение, ибо за последние 5 лет международный рынок таких товаров практически "стоял" на месте. Но местные производители несут дополнительные издержки при повышении тарифов на электроэнергию, росте цен на сырье, высоких темпах инфляции. Срыв сплавной навигации в этом году в Архангельской области привел к сильному подорожанию сырья, поскольку предприятия несут двойные затраты на доставку леса из "обсохших" плотов до переработчика. Тем временем, по большинству экспертных прогнозов, рост мировых цен на хвойные пиломатериалы продолжится минимум до октября 2006 года.
Рост цен на пиломатериалы из сосны начался еще в конце прошлого года, особенно быстро продолжает дорожать продукция из ели (даже косметическая и фармацевтическая). Впрочем, достоверно прогнозировать ситуацию с ценами на длительный срок сложно. До последнего времени именно североафриканские страны, поднимая закупочные цены на изделия из древесины, влияли на ситуацию в Европе, поскольку оттягивали на себя большие объемы пиломатериалов из России. Но до конца года падения цен на хвойные изделия пока не ожидается.
Тем временем портовая перевалка лесных грузов в Северо-Западном регионе - основном лесоэкспортном регионе РФ - составила по итогам первого квартала 2006 года 992,2 тысячи тонн (10 процентов к соответствующему показателю 2005 года). Из этого объема на долю пиломатериалов (включая фанеру) приходится порядка 420,5 тысячи тонн, то есть примерно 800 тысяч кубометров.
Эксперты оценивают долю пиломатериалов, транспортируемых в контейнерах, примерно в 10 процентов (или чуть меньше) от совокупного объема экспорта этого вида грузов из Северо-Западного региона. Привлекательность перевозки пиломатериалов контейнерами на Северо-Западе снижает то, что здесь можно их грузить на экспорт в фуры. По приблизительным оценкам, контейнеризированный лесоэкспорт из РФ составляет около 10 тысяч TEU в год.
В других регионах в контейнерах экспортируется еще меньшая доля пиломатериалов. И это при том, что в контейнерах можно перевозить практически любые пиломатериалы - от грубо обработанных (просто распиленных) до мебельных фасадов и заготовок с конечным (промышленным) покрытием.
Единственные ограничения, накладываемые этим видом транспортировки, - это влажность, которая не должна превышать 18 процентов, и допустимая загрузка контейнера по весу. Так, по физическим параметрам можно загрузить в контейнер high cube более 55 кубических метров пиломатериалов, однако с учетом веса реальная загрузка, скажем, ели, которая представляет собой наиболее легкую хвойную породу, составит всего 50-52 кубических метра.
Транспортной влажностью в России, как и 20 лет назад, считается влажность 22 процента, что для перевозки пиломатериалов в контейнерах абсолютно неприемлемо. В мировой же практике с 1980-х годов, повторим, принята стандартная влажность в 18 процентов. Поэтому многие российские пиломатериалы должно не котируются на мировом рынке.
Мировые цены на хвою остаются самым дорогостоящим сегментом мирового рынка лесоматериалов, и эта ситуация сохранится в предстоящие годы. Наиболее высокими цены остаются на скандинавские хвойные изделия - ввиду их высокого качества и широкого ассортимента.