16.08.2006 02:20
Общество

В Малом театре готовятся к юбилейному 250-му сезону

Накануне 250-го сезона в Малом театре состоялся сбор труппы
Текст:  Алена Карась
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4145)
Читать на сайте RG.RU

Почти каждый второй из них, как сказал, открывая собрание, руководитель театра Юрий Соломин, проработал в театре 40 лет. Немало в прославленном театре и тех, кто выходил на его подмостки более 60 лет. Именно их поздравили сегодня в первую очередь, вручив почетные юбилейные медали. Под гром восхищенных аплодисментов награды получали народные артисты России Ирина Ликсо, Татьяна Панкова, Татьяна Еремеева и многие другие.

Лето Малый провел в трудах и разъездах. Пока его восторженно принимали на гастролях в Петербурге, Краснодаре, Италии и Китае, в родных стенах заканчивался первый этап реконструкции. Ее результат и был представлен на сборе труппы, когда сцена завибрировала и стала двигаться по мановению новейшей техники в сопровождении самой совершенной, по словам Соломина, световой и звуковой аппаратуры.

Следующие два этапа реконструкции растянутся еще на несколько лет, но пройдут, как рассчитывают, в летние месяцы.

В связи со сложностями реконструкции новых постановок в юбилейном сезоне будет значительно меньше, чем обычно. Прежде всего 6 октября состоится первая премьера сезона - поставленный Юрием Соломиным "Ревизор". По традиции в репертуаре появятся и новые постановки пьес Островского, Домом которого часто называют Малый театр, - это "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" (режиссер Владимир Драгунов) и "Бедность не порок" (режиссер Александр Коршунов).

Один из японских продюсеров, с которым давно сотрудничает Малый театр, предложил в его репертуар еще одно название, с которым связывает крупные гастроли в Стране восходящего солнца, - "Власть тьмы" Толстого. Когда Соломин огласил его, в зале раздался восхищенный и одобрительный гул. Ведь именно в Малом театре эта пьеса появилась впервые.

Накануне собственных торжеств, которые пройдут несколько дней подряд в начале сентября, десант Малого театра высадится на сцене знаменитой Александринки в Петербурге. Именно там 30 августа начнутся торжества по случаю 250-летия подписания Елизаветой Петровной указа об учреждении русского государственного театра.

Для Юрия Соломина первенство московской и петербургской сцен - вопрос не главный, но волнующий. Вот и после сбора труппы в кулуарах он не уставал повторять, что еще в 1809 году в Москве существовало императорское театральное училище, а по многим документам одним из первых зданий, сгоревших в пожаре 1812 года, был театр (предположительно, тот самый, что стал потом Малым), расположенный на Арбате.

Кстати, пожар Москвы 1812 года в немалой степени способствовал тому, что дата основания Малого театра остается одной из самых неясных в истории всей русской сцены. Например, его 100-летие широко праздновалось в 1924 году, но старейшины театра тогда возмущенно говорили, что это столетие здания, а труппа театра въехала в него двумя годами позже. Но молодому советскому государству нужны были свои юбилеи и праздники - и Малый театр сделали столетним на два года раньше. Комментируя эту неразбериху и некоторую таинственность в вопросе юбилейных дат, Юрий Соломин замечательно сказал: "Вот возьмутся через сто лет праздновать юбилей "Студии театрального искусства" Сергея Женовача и что возьмут за точку отсчета: год учреждения или год рождения первых спектаклей? Так и с нашим театром - задолго до того, как императрица Елизавета Петровна подписала указ об учреждении русского императорского театра, Малый уже существовал".

Когда сегодня в Малом рассказывают о том, что творилось лет 100-200 назад, как бегали актрисы по подземному переходу из Большого в Малый и обратно - кажется, что они сами были тому свидетелями. Это кажется невероятным, но факт: каждый из нынешних актеров реально ощущает свою связь с теми, кто вошел в здание на Театральной площади в 1826 году.

Образ жизни Театр