О том, что же представляет собой понятие государственной тайны и как соблюдаются секреты на территории Нижегородской области, мы беседуем с начальником отдела по контрразведывательному обеспечению объектов промышленности и транспорта УФСБ по Нижегородской области Сергеем Чижовым.
Российская газета | Сергей Владимирович, что же такое государственная тайна и какие ограничения существуют для ее носителей?
Сергей Чижов | В Федеральном законе "О государственной тайне", принятом в 1993 году, это понятие формулируется как "защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которой может нанести ущерб безопасности Российской Федерации". В законе расширяется само понятие государственной тайны: теперь сюда относятся не только сведения с грифом "особой важности" и "совершенно секретно", но и документы с грифом "секретно", которые в советские времена считались служебной тайной. Впрочем, какого-либо ужесточения законодательства по отношению к носителям секретных сведений не произошло: по закону осведомленность в сведениях, составляющих государственную тайну, с грифом не выше "секретно" не является основанием для ограничений в выезде за рубеж. Если же человек осведомлен в сведениях с грифом "совершенно секретно" и выше, то такие ограничения на него распространяются. Хочу отметить, что это делается с его согласия при назначении на соответствующую должность и подписании договора-контракта.
РГ | Кто и каким образом охраняет гостайну на территории нашей области?
Чижов | В первую очередь - наша служба. Ни для кого не секрет, что существуют специальные приемы и средства для охраны таких сведений, которые применяются всеми спецслужбами мира и о которых я распространяться не буду. Но есть и официальные, гласные методы контроля за системой мер по защите секретов, в числе которых могу назвать контрольно-инспекторские проверки режима секретности, правом проводить которые наделена наша служба, а также процесс лицензирования деятельности с использованием сведений, составляющих гостайну, в Федеральной службе безопасности РФ. Этот процесс был инициирован в 1995 году соответствующим постановлением правительства РФ. Сейчас на территории Нижегородской области функционирует около 650 организаций, имеющих подобную лицензию. Эта цифра достаточно стабильна, и за истекшее десятилетие кардинально не изменялась, хотя любой процесс вносит свои коррективы.
РГ | Каким образом происходит засекречивание и рассекречивание информации?
Чижов | Относимость тех или иных сведений к государственной тайне в самом общем виде определяется статьей 5 закона "О государственной тайне", а более детальные перечни таких сведений составляются министерствами и ведомствами, наделенными соответствующими полномочиями. На основании этих перечней и происходит засекречивание информации.
При этом предприятие или организация, присвоившие тому или иному документу или изделию соответствующий гриф секретности, обязаны раз в пять лет проверять актуальность этой информации, и в случае утраты актуальности - пересматривать гриф секретности либо полностью рассекречивать информацию. Максимальный срок, предусмотренный законом, в течение которого документ может сохранять секретность, - 30 лет. Решение о продлении этого срока может быть принято по мотивированной просьбе предприятия Межведомственной комиссией по защите государственной тайны.
РГ | Насколько актуальны проблемы сохранения государственной тайны именно для нижегородского региона?
Чижов | Для нас скорее актуальна проблема рассекречивания информации. Ситуация, сложившаяся на нижегородских оборонных предприятиях в начале 90-х годов, привела к резкому сокращению количества закрытых работ, а также к тому, что ряд работ, выполнявшихся по заказу министерства обороны, в силу недостаточного финансирования оказались невостребованными. Многие предприятия превратились в хранилища секретной документации, часть из которой уже утратила свою актуальность и объективно не содержит государственной тайны, хотя номинально сохраняет соответствующий гриф секретности. Провести грамотную инвентаризацию в то время было крайне сложно как с физической, так и с финансовой точки зрения. До конца эта работа не завершена и по сей день, так как требует значительных временных, людских и финансовых ресурсов.
А между тем часть документации, уже фактически не содержащей государственной тайны, не утратила своей коммерческой привлекательности. Рассекретив ее и запатентовав в установленном порядке невостребованные военным ведомством разработки, государство могло бы найти им коммерческое применение как внутри страны, так и за рубежом, получив дополнительные средства, в том числе и на укрепление системы защиты тех сведений, которые актуальности государственной тайны не утратили.
РГ | Какова судебная практика в отношении лиц, разгласивших гостайну?
Чижов | К сожалению, эта практика не всегда имела положительный результат, особенно на стадии становления системы защиты гостайны. В качестве примера могу привести уголовное дело, возбужденное следственным отделом Управления в 1994 году по факту планируемого вывоза жителем Нижнего Новгорода в США пакета технической документации, содержащей "ноу-хау" в сфере проектирования экранопланов. По оценке специалистов разработчика (ЦКБ по СПК имени Алексеева), документы содержали в себе государственную тайну и имели гриф "совершенно секретно". Однако в то время мы находились в состоянии правового вакуума: только что вышедший Федеральный закон определил необходимость разработки новых перечней, но сами они созданы еще не были. В итоге Генеральная прокуратура РФ приняла решение о прекращении уголовного дела по этому факту. Тем не менее, канал утечки сведений, составляющих гостайну, нами был перекрыт, и ценнейшие документы за рубеж не ушли.
Похожая ситуация имела место в 1998 году, когда в поле нашего зрения попал коммерсант, пытавшийся продать иностранцам документы с грифом "совершенно секретно". Деятельность коммерсанта была пресечена, сам он задержан, было возбуждено уголовное дело. Но Министерство обороны неожиданно для нас дало заключение, что сведения, содержащиеся в планируемых к реализации документах, утратили актуальность и государственной тайны не составляют. В результате уголовное дело до суда доведено не было, а причина тому - несвоевременное рассекречивание информации, хотя мы по сей день уверены, что умысел в действиях коммерсанта был, так как он не являлся экспертом и, следовательно, был уверен, что продает именно совершенно секретные документы.
Касательно положительных примеров могу сообщить, что только в минувшем году УФСБ РФ по Нижегородской области было возбуждено два уголовных дела по фактам разглашения гостайны. Оба они доведены до суда, виновные осуждены в соответствии с действующим законодательством. Была, в частности, предотвращена попытка вывоза за рубеж секретных топографических карт. Секретная документация, как было установлено и доказано в ходе следствия, была передана иностранному гражданину заместителем военного комиссара одного из районов области. При этом виновный отдавал себе отчет в том, что передает гражданину другого государства секретные материалы.
РГ | А чем вы можете объяснить возросшее в последние годы количество громких уголовных дел в отношении российских ученых?
Чижов | Я не думаю, что сильно возросло количество таких дел. Проблема, на мой взгляд, заключается в том, что уголовные дела возбуждены в отношении достаточно известных лиц, поэтому не остались без внимания СМИ. Так, например, в течении 2004-2005 годов органами ФСБ на территории Приволжского федерального округа возбуждено порядка тридцати уголовных дел, связанных с разглашением государственной тайны, однако широкую огласку получило лишь упомянутое вами дело академика Кайбышева. Должен заметить, что чаще всего основными причинами совершения такого рода преступлений являются либо халатность, либо корыстные побуждения. Хотя академик Кайбышев, занимающий должность директора крупного научного учреждения, вряд ли является малообеспеченным человеком. Видимо, приходится говорить и о моральном факторе...