Последний показ по государственному польскому телевидению "Четырех танкистов и собаки", например, вызвал необычайный ажиотаж. Молодое поколение, которому не были знакомы его герои - экипаж танка "Руды 102" с собакой Шариком, наглядно убедилось, что многосерийный фильм, созданный режиссером Конрадом Наленцким по сценарию писателя Януша Пшимановского, не зря был признан самым лучшим телесериалом, когда-либо снятым в Польше: интересные подробности фронтовой жизни, искрометный юмор, а невероятные приключения танкистов таковы, что не оторвешься. Его показ в утренние часы привел к срыву занятий во многих школах. Учителя забили тревогу, попросив руководство телевидения перенести демонстрацию фильма в более поздние часы, когда дети вернутся из школы. Это пожелание было учтено. Однако неподдельный интерес юных зрителей показался вредным для Краковской организации ветеранов войны, по мнению которой сериал "лживо преподает недавнюю историю" и является "продуктом коммунистической пропаганды, созданным на потребу СССР".
- Нас возмущает то, - заявил заместитель председателя объединения ветеранов Армии Крайовой Тадеуш Филипковский, - что немцы показаны, как банда идиотов, а ведь это была тогда очень сильная армия в мире, победить ее было трудно. Не показан трагизм войны, в фильме она - как приключение. Ко всему прочему события национальной истории преподаны в искаженном виде.
Скончавшийся в 1988 году военный писатель, депутат сейма полковник Януш Пшимановский, конечно, мог бы доходчиво объяснить, кому и зачем мешают сегодня четыре танкиста. Когда началась война, он - студент исторического факультета Варшавского университета - ушел на фронт добровольцем. После поражения Польши в 1939 году перебрался на территорию СССР. Жил и работал в Сибири разнорабочим. Как и генерал Войцех Ярузельский. В 1943 году вместе с ним ушел добровольцем в формирующееся Войско Польское. С берегов Оки освобождал и Россию, и Польшу, и Европу.
При освобождении Польши пали более 600 тысяч советских солдат, а имена известны лишь 76 тысяч. Воинов, случалось, хоронили без документов. А без них как установишь имя? Но полковник Пшимановский не отступал, привлекая в помощь Красный Крест, следопытов, органы власти, которые и на польской, и на советской стороне, впрочем, старались ссылаться на повседневную, более важную занятость. Книга "Память", к счастью, все-таки вышла в обеих странах, снискав ее автору достойное уважение.
- Я хорошо понимаю, насколько горько Януш мог бы воспринять весть исключения из эфира "Четырех танкистов и собаки", - заявил в беседе с "РГ" известный польский актер Станислав Микульский. - Ведь запрет коснулся и "Ставки больше, чем жизнь", где я исполнял главную роль капитана Клосса. Подбирались к этому не один год. Закоперщиком была Краковская ветеранская организация, в составе которой - представители ранее, быть может, недооцененной Армии Крайовой, освобождавшей Польшу с запада. А восхваляли тогда, во времена ПНР, главным образом Войско Польское, спешившее в отчизну с востока, с берегов Оки. Однако, на мой взгляд, нельзя подменять правду неправдой. Надо представлять две правды.
Польские телевизионщики заявили, что не только учли требования ветеранов Армии Крайовой, но и намерены снять новые сериалы, где будет представлен более "правильный" взгляд на национальную историю.