Главным критерием оценки их работы стало количество задержанных рейсов за месяц. Кроме того, как выяснилось, Росавиация вынашивает план по созданию в России Национальной управляющей аэропортовой компании.
Правда, Юрчик заметил, что это скорее не "черный список", а сведенные воедино результаты исследований, проведенных Рос-авиацией на таких перевозках. Исследования показали, что только 49 процентов чартеров выполняется в назначенное время. Из тех, что задерживаются, порядка 87 процентов выполняется с опозданием в пределах одного часа. Остальные - свыше. Чаще всего чартеры заставляют авиапассажиров томиться в ожидании из-за отсутствия запасного самолета. В два раза реже - из-за технических неисправностей лайнеров. На третьем месте статья "Не по вине авиакомпании", на четвертом - "Из-за плохих погодных условий". Росавиация намерена составлять и обнародовать подобные списки каждый месяц. И не исключено, что в дальнейшем разрешения на чартерные полеты будут в первую очередь выдавать тем компаниям, у которых окажется минимальное количество задержек рейсов.
"Но это список - предварительный, - заметил Юрчик. - Ведь есть компании, выполняющие 20 чартеров, и 8 из них - с опозданием. А у другой 20 опозданий, но из 200 рейсов. Если подсчитать, каково будет процентное соотношение, то еще вопрос, кто из них работает хуже, а кто - лучше. Так что этот список можно пока только считать предупреждением компаниям о том, чтобы они относились к своим пассажирам внимательнее".
Юрчик также заметил, что в этом году минтранс и Росавиация уделили особое внимание развитию сети перевозок. Пассажирооборот увеличился на 9,4 процента по сравнению с 1-м полугодием 2005 года. Перевозки грузов впервые за многие годы начали расти и составили 6 процентов. На 1,5 процента возросла занятость пассажирских кресел, на 1 процент - коммерческая загрузка. Казалось бы, два последних показателя не особенно ярки, однако Юрчик отметил, что "для авиакомпаний, балансирующих на грани рентабельности, очень важен каждый процент роста. Особенно в условиях жесткой конкуренции и в обстановке повышения тарифов на все и вся, создающих очень тяжелое положение в отрасли. Всего, чего хотели, мы не достигли, но итоги показали, что движемся в правильном направлении: только сохранив отечественного авиаперевозчика, мы создадим возможность развиваться отечественному авиапрому", - заключил он.
А чтобы сохранить перевозчика, нужно повысить его конкурентоспособность и на внутреннем, и на внешнем рынках. Однако этот процесс сильно тормозит состояние российской сети аэропортов и аэродромов. Росавиация и минтранс активно занимаются этой проблемой. Так, если в 2004 году на развитие было выделено 1,9 миллиарда рублей, то на 2006-й запланировано порядка 11 миллиардов. Но одних только денег мало, положение не исправится, пока аэропорты выживают в одиночку. Значит, их надо укрупнять. Для этого, по словам Юрчика, руководство отрасли "намерено создать организацию под условным названием "Национальная управляющая аэропортовая компания", которая будет управлять сетью государственных аэропортов. Это должно помочь внедрить более высокие стандарты качества и безопасности и создать условия для честной конкуренции авиакомпаний". Сейчас стоит вопрос о том, чтобы определить наиболее эффективную форму этой компании. Это может быть как государственное акционерное общество со 100-процентным госкапиталом, так и государственное унитарное предприятие. Юрчик не исключил, что компания может быть создана на базе аэропорта Шереметьево.