22.08.2006 03:00
Общество

Образование отпустили на свободу

Текст:  Петр Положевец (главный редактор "Учительской газеты")
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4150)
Читать на сайте RG.RU
В начале 90-х годов чиновники министерства образования радовались как малые дети: введя вариативность образования, они похоронили целую эпоху. Кончилось время, когда в один и тот же день во всех школах страны изучались одни и те же темы, писались одни и те же диктанты, делались одни и те же лабораторные работы. Школу отпустили на свободу. И стали как грибы после дождя рождаться новые учебные заведения: гимназии, лицеи, комплексы, школы полного дня, кадетские классы. Многие из них больше десятилетия просуществовали полулегально. Чиновники дали свободу, но забыли узаконить ее. Не были приняты типовые положения, новые учебные заведения не внесены в перечень.

Вариативность давала возможность построить учебную программу на трех китах. Хотя три кита, о которых так любили говорить в министерстве образования в ельцинское время, мне больше напоминают девочку Машу и трех медведей из народной сказки. Помните? Папа-медведь был большим и страшным. Это федеральный компонент базисного учебного плана. Мама-медведица была поменьше и не такой страшной. Это региональный компонент. И школьный - совсем маленький и почти необязательный. Это Мишутка.

Маша посидела на всех стульях, попробовала из трех мисок, полежала во всех трех кроватях. И в жизни то же самое. Хотя и не стало единого расписания на всю страну, нагрузки Машины в школе ничуть не уменьшились. Зато появились, кроме всем известных образовательных систем: классической, Занкова, Эльконина-Давыдова, новые. Стали бурно развиваться авторские школы и экспериментальные площадки. Но больше всего министерские чиновники в то время радовались появлению новых учебников. Издательства начали бороться за покупателей. Дело доходило и до криминальных разборок. Погиб от выстрелов в упор заместитель генерального директора издательства "Дрофа" Владимир Вишняков. В руководительницу Московского департамента образования Любовь Кезину тоже стреляли, говорят, из-за учебников. Но те времена давно прошли. У издательств теперь другие формы борьбы за рынок. Точнее, за регион, а если еще точнее, то за руководителей больших муниципальных образований. Именно они решают, какие учебники закупить. Сам учитель как ничего не выбирал, так и не выбирает из огромного множества учебников - качественных, добротных, соответствующих стандартам или обязательному минимуму.

Закон "Об образовании" закрепил за министерством "ежегодное утверждение на основе экспертизы федеральных перечней учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в общеобразовательных учебных заведениях". Тот же закон требует, чтобы образовательные учреждения выбирали учебники только из перечня. Иначе бюджет не будет за них платить.

Что происходит на самом деле? Издательства дают учебники в министерство образования на экспертизу. Теперь на этом поле два главных игрока - РАН и Российская академия образования. Первая дает оценку, соответствует ли учебник современным научным представлениям. Вторая анализирует, подходит ли структура и методический аппарат учебника возрастным и педагогическим особенностям ребят. Получив экспертные заключения, министерство включает учебники в перечень. Возьмем последний, на стартующий учебный год. Восьмой класс, русская литература. Семь учебников четырех разных издательств. Одиннадцать учебников по алгебре трех издательств. История представлена девятью учебниками шести издательств. Много это или мало? Смотря как считать. Мне кажется, что учебников должно быть еще больше. И никакого федерального перечня. Потому что сегодня он служит только издательствам и органам управления образованием. Нет ни одного учителя ни в одной российской школе, который был бы знаком со всеми учебниками по своему предмету. Об этом говорят результаты соцопросов, фокус-группы. Это подтверждают и участники конкурса "Учитель года России". Они просто физически не могут познакомиться со всеми учебниками, попавшими в федеральный перечень. Ни в одном институте повышения квалификации, или, как теперь почти все они стали называться, развития образования, нет ни одного полного комплекта учебников федерального перечня. Нет таких комплектов и в библиотеках педагогических институтов и университетов.

Чтобы учитель мог выбрать, он должен знать, что выбирать. Мне скажут: издательства проводят семинары для методистов, где представляют свои наработки. Кстати, если одно издательство активно окучивает какой-то район, то другое там уже не появляется, чтобы не тратить зря время и ресурсы. При такой практике право выбора остается за методистами районных, городских, областных служб. Но они тоже необъективны в своем выборе: им не с чем сравнивать предлагаемый товар. Даже если из школ поступают заявки на разных авторов, руководители органов управления образованием приводят эти заявки к одному знаменателю: так и дешевле, и легче образовательный процесс контролировать.

Чтобы изменить ситуацию, нужно поставлять хотя бы раз в пять лет в каждую российскую школу один полный комплект рекомендованных учебников. Министерский гриф "рекомендовано" или "допущено" дается на пять лет. Подразумевается, что за пять лет учебник не устареет. Стандарты ведь тоже не каждый год меняются. Например, сегодня учебники должны соответствовать одному из двух документов: или обязательному минимуму образования 1998-1999 годов, или стандартам 2004 года. За чей счет это делать? Федеральные власти должны решать, раз государство ратует за сохранение единого образовательного пространства. Может быть, это должно стать частью национального проекта "Образование". Издательства могли бы проявить добрую волю и снабдить каждую школу комплектом своих учебников. Или бизнес-сообщество могло бы помочь каждой школе выбирать то, что ей подходит, а не имитировать свободный выбор системой образования.

Мне же кажется, что пришло время внести в закон об образовании поправку, отменяющую существование федерального перечня. Школы и учителя вполне могут и без него выбирать себе учебники. Издательства сами заинтересованы издавать учебники, которые соответствуют стандартам, научным и психолого-педагогическим требованиям. Иначе их не купят. Чтобы соблюсти эти требования, они могут заказывать независимую экспертизу. А потом учебник попадает на рынок. И школа, которой нужно научить ребенка тому, что требуется стандартом, будет сама выбирать, по каким учебникам ей учить своих учеников. Ей нужна настоящая свобода, а не имитация.

Недавно английский министр образования заявил: "В области знаний у нас свободный рынок. Конкуренция, а не монополия. А поэтому министерство не принимает никакого участия ни в создании, ни в распределении учебников". Издательства выпускают, школы покупают. Кстати, только для работы в классе. Домой дети берут ксерокопии нужной страницы учебника или лекции, которые им раздает учитель. Еще они пользуются так называемым мини-учебником объемом в толстую школьную тетрадь. Там собраны основные положения пройденного материала. Родители могут купить учебник ребенку в книжном магазине, но не покупают. Знаете, почему? После эксперимента, когда учебники раздавали домой всем учащимся, оказалось, что успеваемость от этого не повысилась.

Сколько ни произноси слово "вариативность", учитель не получит права выбора учебников, если не дать ему это реальное право.

Образование