Версии о криминальных разборках и теракте отошли на задний план.
То, что преступление совершили непрофессионалы, было ясно практически сразу. Двоих предполагаемых исполнителей схватили на месте, как только рванула адская машина. Причем сделали это сами торговцы, ставшие невольными свидетелями трагедии. Двое молодых людей, одному из которых 18, а другому 25 лет, еще до происшествия привлекли внимание постоянных обитателей торговых рядов. Они не походили ни на завсегдатаев рынка, ни на покупателей. Более того, они вели себя подозрительно - озирались по сторонам, словно что-то выискивали. Затем поставили свою большую сумку около одного из торговых мест и бегом пустились наутек. Через секунды рвануло, и свидетели бросились ловить парней. Их жестоко избили и если бы не подоспевшая охрана рынка, могли забить насмерть.
Вчера же стало известно о задержании третьего подозреваемого. Его взяли сотрудники милиции во вторник рано утром. Задержанный тоже оказался весьма юного возраста.
- Это учащиеся различных специальностей и форм обучения, - охарактеризовал их прокурор Москвы.
Впрочем, об одном из задержанных известно, что он учится на химическом факультете. Не исключено, что именно этот молодой человек смастерил бомбу, рванувшую на рынке. Сделать это для человека, мало-мальски понимающего, как смешивать реактивы, не так уж и сложно. Интернет наполнен инструкциями по изготовлению адских машин. Кстати, согласно предварительным данным, именно оттуда подрывники ее и взяли.
Эту версию подтверждают и слова Юрия Семина. Согласно предварительным заключениям экспертов, взрывное устройство было самодельным, изготовленным "в бытовых условиях". Злоумышленники вполне могли воспользоваться и обычной институтской лабораторией.
Задержанные активно сотрудничают со следствием и уже дают первые показания. Причем, по словам нашего источника в прокуратуре Москвы, на допросах они ведут себя вполне адекватно и не производят впечатление людей с помутившимся рассудком. Впрочем, если им предъявят обвинение, молодых людей наверняка отправят на психиатрическую экспертизу.
Судя по тому, что молодые люди не скрывают своих недружеских взглядов по отношению к "гостям с юга", их можно причислить к категории так называемых "ура-патриотов". Причем, как выясняется, Черкизовский рынок - уже не первая их акция. Есть данные, что ранее они выступали против проведения гей-парада в Москве. Правда, не столь изуверским способом.
Пока что до конца не ясно, принадлежит ли троица к какой-нибудь националистической организации или группировке скинхедов.
- Никаких партбилетов у задержанных нет, - прокомментировал ситуацию Юрий Семин.
Впрочем, следствию еще предстоит разобраться в этом. Согласно предварительным данным, подрывники активно переписывались по Интернету со своими единомышленниками. Если выяснится, что они действовали в одиночку, а судя по тому, что преступники действовали непрофессионально, такую версию исключать нельзя, можно констатировать, что мы столкнулись с новым криминальным явлением. Причем очень опасным.
Деятельность любой экстремистской организации можно в той или иной мере контролировать, а значит, и предупреждать подобные акции. Примеров, когда нашим и зарубежным спецслужбам это удавалось, предостаточно. Взять хотя бы последнюю громкую операцию, проведенную разведками Великобритании и США. Ее итогом стало предотвращение одной из самых кровавых акций - взрыва десятка гражданских самолетов.
Рынок без правил
От взрыва на Черкизовском рынке погибли и пострадали люди различных национальностей: украинцы, русские, цыгане, узбеки, китайцы и представители других национальностей. И хоть о его причинах можно говорить только тогда, когда следствие четко выяснит мотивы преступления, этнический момент трагедии заставляет нас искать ответы на вопросы, что из себя представляет мир рынка с точки зрения соединения экономического и этнического элемента, справедливы ли обыденные разговоры о том, что национальные диаспоры, контролирующие рынки, устроены, как своеобразные мафии.
Рынок в первом приближении:
- Черкизовский рынок - это город в городе, со своими законами, своей моралью, - рассказал "Российской газете" источник, пожелавший остаться неназванным. - На Черкизовском рынке можно купить паспорт, поддельную регистрацию, получить любой документ, который нужен. Там своя служба безопасности, она состоит из очень красивых здоровых ребят с мобильниками, и русских, и нерусских. Если там происходит убийство, тело выбрасывают за пределы рынка, чтобы не узнали, кто убийца, чтобы это не коснулось рынка.
- Рынок - это продукт нашей многолетней нерегулируемой миграции, прежде всего трудовой, - говорит руководитель информационно-правового центра "Миграция и закон" фонда "Таджикистан" Гавар Джураева. - Криминал, который есть на рынке, порожден плохим законом о пребывании иностранных граждан на территории России. Вся надежда на 15 января, когда вступит в силу новый закон о пребывании иностранных граждан.
Рынок: взгляд танцовщицы из Хивы
Писательница Бибиш написала книгу, ставшую своего рода политической и социальной сенсацией: она описала свою эмигрантскую жизнь и историю торговли на вещевом рынке во Владимире. Мы дозвонились до Бибиш и попросили ее прокомментировать трагедию.
Автор книг "Танцовщица из Хивы, или История простодушной" и "Ток-шоу для простодушной" родилась в Узбекистане, потом жила в Туркменистане, а когда появилась возможность, переехала с семьей в Россию. По специальности Бибиш - хореограф, закончила педучилище и институт культуры, но несколько лет вынуждена была зарабатывать на жизнь продавцом на рынке сначала в Туркменистане, а потом во Владимире.
"Когда мы сюда приехали, гражданство у нас было, но паспортов не было, прописка была нужна, - рассказывает Бибиш. - Денег было мало, а аренда торгового места была дорогая. Стали по рынкам искать, нашли самый дешевый рынок, арендовали место. Мы решили торговать на рынке, потому что людей с образованием здесь и без нас хватало. Торговали сначала мелочами, потом обувью, а сейчас у меня муж торгует джинсами. А что ему еще делать, 47 лет, куда его возьмут в таком возрасте?"
- Подобные рынки есть во всем мире, и ничего в этом страшного нет при условии, если соблюдаются законы, - считает Леокадия Дробижева, доктор исторических наук, профессор, руководитель центра исследований межнациональных отношений Института социологии РАН.
- Но, к сожалению, у нас законы не соблюдаются, в частности в том, что касается регистрации приезжающих в Россию мигрантов.
Наталья Коныгина