23.08.2006 03:55
Власть

Закон о дисциплинарном аресте откроет двери гауптвахт

Закон о дисциплинарном аресте откроет двери гауптвахт
Текст:  Юрий Гаврилов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4151)
Читать на сайте RG.RU

Военные уже завершают проработку всех организационных, юридических и финансовых вопросов. После согласования их с другими силовиками и одобрения в правительстве дело останется за Госдумой - без принятия депутатами федерального закона "О дисциплинарном аресте", утверждают генералы, эффективность новых структур останется низкой. Давно ожидаемый в войсках документ, возвращающий в армию гауптвахты, на Охотном Ряду планировали окончательно рассмотреть в весеннюю сессию, но в итоге перенесли дебаты на осень. Как рассказал корреспонденту "РГ" депутат Госдумы Николай Безбородов, он считает, что до конца нынешнего года закон в любом случае вступит в силу.

А пока военные строят новые и доводят до европейских стандартов имеющиеся в гарнизонах гауптвахты. Представитель Генштаба Александр Моисеенко недавно пообещал, что в 140 "дисциплинарных новостройках" создадут относительно комфортные условия: в каждом помещении будет умывальник с горячей водой, туалет и нормальная кровать вместо нар.

Что же за спецподразделения появятся в гарнизонах, и почему их так ждут командиры? Идею межведомственных комендатур министерство обороны выдвинуло в качестве альтернативы военной полиции. Напомним, что разговоры о введении войсковых центурионов для борьбы с дедовщиной и другими казарменными бедами идут так давно, что для некоторых политиков превратились в козырную карту накануне очередных выборов. Нечто похожее в свое время происходило с альтернативной гражданской службой. Годами вокруг нее ломали копья, а приняла Госдума закон, и об АГС сегодня редко кто вспоминает.

Несколько вариантов военно-полицейского закона тоже долго бродили по коридорам Государственной Думы. А, пожалуй, впервые о документе заговорили на полном серьезе после трагического инцидента с рядовым Андреем Сычевым. К дискуссии на Охотном Ряду подключились не только военные, но и правозащитники. Особенно жаркие споры разгорелись вокруг подчиненности новой структуры. Генералов не устраивала независимая военная полиция, некоторых депутатов и омбудсмена - замкнутое на командира части или начальника гарнизона подразделение. Возвращение к опробованной годами практике армейских и флотских комендатур в данном случае выглядит оптимальным решением. Правда, этим дань традиции и ограничится, поскольку старую структуру в ближайшее время наполнят новым содержанием. Вот как определил суть изменений первый заместитель министра обороны Александр Белоусов:

- Прежде всего, военным комендантам передадут некоторые функции, которые сейчас выполняют сами войска. В частности, речь идет о функциях первичного дознания, несении патрульной службы, охране гауптвахт, а также розыске военнослужащих, самовольно оставивших части.

Другими словами, взводным и ротным командирам больше не придется играть роль прокуроров и под запись допрашивать провинившихся подчиненных. Или, бросив подразделение, месяцами сидеть "в засаде", ожидая сбежавшего солдата. Этим теперь займутся специально подготовленные офицеры комендатуры. Чтобы максимально развязать им руки, штат гарнизонных блюстителей порядка дополнят охранными подразделениями из сокращаемых дисциплинарных батальонов. А определенную независимость военным комендатурам придаст их межведомственный статус. То есть дисциплинарная власть патрульных в одинаковой мере распространится на армейцев, пограничников, солдат МЧС и Внутренних войск.

Такой же межведомственный принцип сохранится при комплектовании военных комендатур. Чтобы придать этим подразделениям мобильность, гарнизонных центурионов снабдят дополнительными автомобилями и бронетранспортерами. Максимальную независимость комендатур от местных воинских начальников должен обеспечить достаточно смелый по армейским меркам шаг - спецподразделения планируют подчинить непосредственно командующим военных округов и флотов.

Согласованные предложения силовиков по всему спектру деятельности межведомственных военных комендатур могут передать огласке уже в конце этого месяца.

Армия Минобороны