На днях один из чиновников минэкономразвития обмолвился в прессе, что, возможно, придется повышать налоги, чтобы спасти Пенсионный фонд РФ от бюджетной "дыры", расширяющейся с каждым годом. В частности, речь шла о том, что надо изменить регрессивную шкалу единого социального налога (ЕСН).
Действительно, когда принимали решение с 1 января 2005 года снизить ставки ЕСН с 35,6 до 26 процентов, плохо рассчитали, к чему это может привести. Тогда, правда, называли цифру - примерно 280 миллиардов рублей, которые удастся дополнительно высвободить для экономики. Но не учли то обстоятельство, что одновременно планировалась реформа и по другим налогам. В результате и образовался дефицит Пенсионного фонда. Хотя, честно говоря, повышать сейчас ЕСН - дело непопулярное. Тем более, как известно, бизнес, наоборот, настаивает на снижении ставки до 15 процентов. И объясняет это тем, что реально не почувствовал "послабление" нагрузки на фонд заработной платы - слишком маленькой оказалась "скидка" по ЕСН. Возможно, здесь есть доля лукавства, но по большому счету бизнес прав. Для того чтобы вывести зарплаты из тени (а именно на это рассчитывала власть, снижая ЕСН), нужны более решительные меры. Так что отыграть ситуацию с ЕСН обратно будет не так просто. Возможно, стоит подумать о других налогах. Может быть, стоит вернуться и к местному налогу с продаж. Но в принципе на меры подобного рода пойти придется. Хотя и понимаю: вряд ли он поможет нам радикально решить проблему дефицита бюджета Пенсионного фонда. Здесь надо наконец решиться на то, о чем не раз говорили в начале пенсионной реформы.
Во-первых, Пенсионный фонд может быть спасен посредством мягкого повышения пенсионного возраста. Если помните, это в свое время и собиралось сделать правительство. С таким предложением, например, выступал Алексей Кудрин на совместной коллегии минфина и минэкономразвития в мае 2004 года. Идея была в том, чтобы люди, если они сами того хотят, выходили на пенсию на пять лет позже: женщины с 60 лет, а мужчины - с 65. Ведь если честно, все равно пенсионеры, когда позволяет здоровье, стараются работать, потому что большинству из них прожить на пенсию весьма сложно. Предполагались следующие условия. Пенсионные накопления за дополнительные пять лет откладываются, а затем на эту сумму повышают пенсию. Плюс правительство "от государства" добавит еще. И людям хорошо, и Пенсионный фонд наполняется для текущих выплат.
Во-вторых, и, может быть, это самое главное - необходимо, чтобы определенную долю тягот, связанных с финансированием Пенсионного фонда, взяло на себя население - будущие пенсионеры. Я напоминаю, что такое предложение тоже было: 4 процента заработной платы, например, все должны вносить на счета пенсионных накоплений. Кроме того, даже разработали специальную схему дифференциации этих отчислений. Для тех, кто родился с 1953 по 1967 годы, платеж намечался в 2 процента. А родившиеся после 1967 года со вступлением в рабочий возраст должны платить по 6 процентов. Был такой вариант. Но он так и остался в проекте.
Однако во всех странах люди отчасти сами платят за свои будущие пенсионные накопления. В Германии, например, соотношение - фифти-фифти: 50 процентов пенсионных накоплений обеспечивают работодатели, 50 процентов - наемные работники. В России же сейчас довольно тяжелая для бизнеса нагрузка приходится именно на оплату труда. Так что все равно что-то делать надо. Но если будет принято решение, чтобы люди какую-то часть сами платили из своей зарплаты, то тогда им надо ее повышать, по крайней мере бюджетникам.
Все это, увы, из области благих пожеланий. Пенсионная реформа стоит. Есть, конечно, некоторые перемены, например так называемых молчунов становится меньше. Люди начинают понимать, что о своих пенсионных накоплениях надо заботиться самим, а не доверять без оглядки это дело государству. Сначала - понятно, они не могли разобраться в сути реформы, боялись "оторваться" от государственного Пенсионного фонда. А потом стало известно, что в некоторых негосударственных пенсионных фондах и управляющих компаниях доходы намного выше. И кое-какие средства с накопительных счетов стали уходить на обслуживание туда. Но, честно сказать, это мизер: суммы, которые поступают в негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании, очень маленькие. И не думаю, что в ближайшее время ситуация изменится радикально. Значит, надо думать, "куда послать работать" те накопления, которые стекаются в Пенсионный фонд.
Недавно Алексей Кудрин предложил выпустить пенсионные деньги на финансовый рынок. Кстати, это предполагалось с самого начала. Только тут надо иметь в виду один очень важный момент. Сначала надо накопить довольно большие деньги, и они должны быть максимально надежно защищены. Поэтому сразу выпускать пенсионные накопления на рынок нельзя. Сначала предпочтительнее делать наименее рискованные вложения, прежде всего в государственные ценные бумаги, в том числе иностранные. Но потом, когда накопятся "большие деньги", можно немного рисковать и отправлять их на финансовые рынки как на отечественный, так и на зарубежный. Но в ближайшие 5-10 лет этого делать нельзя. Еще раз повторю, с самого начала рисковать пенсионными деньгами - это последнее дело.
В принципе до пика кризиса с Пенсионным фондом нам еще далеко. И время пока есть. Но, по моим оценкам, в ближайшую трехлетку его дефицит каждый год будет удваиваться. Накопление дефицита идет очень быстро. И все те вопросы, о которых я говорил (повышение пенсионного возраста, убеждение потенциальных пенсионеров делать взносы в свою будущую пенсию), надо решить в ближайшие годы. С моей точки зрения, это тот случай, когда правительство должно продемонстрировать ответственность не только за текущие выплаты пенсионерам, но и за стратегические решения, за предупреждение будущего кризиса. А он вполне реален. Демографическая ситуация в стране такова, что население в России неуклонно стареет. И уже с 2007 года ожидается начало сокращения числа граждан трудоспособного возраста. И не исключено, что через 10 лет мы будем возлагать на одного работника содержание одного пенсионера. Это колоссальная нагрузка. И к такому повороту событий надо готовиться заранее: не дефицит Пенсионного фонда копить, а увеличивать поступления, поднимать доходы от их вложений. Я уже не говорю о том, что пенсии в России неприлично малы. Соотношение между средним размером пенсии и средней зарплатой, то есть так называемый коэффициент замещения, у нас равен чуть более 27 процентов. Пенсия не дотягивает даже до трети зарплаты. Обращаю ваше внимание на то, что в Европе коэффициент замещения составляет 60-70 процентов. Вот к чему надо стремиться - делать одной из главных целей пенсионной реформы. Тогда обсуждение вопроса о повышении пенсионного возраста и платежей граждан в Пенсионный фонд пойдет по существу, без эмоций и популизма. Ведь совершенно очевидно, что при нынешней пенсионной системе, построенной только по принципу солидарности поколений, дальнейшее повышение пенсий может стать вообще невозможным.