Самолет российских авиалиний упал в 45 километрах от Донецка. По предварительным данным, на его борту находились 160 пассажиров и десять членов экипажа. В основном летели петербуржцы. Среди погибших пассажиров - два гражданина Нидерландов.
Самолет Ту-154, следовавший рейсом 612 авиакомпании "Пулковские авиалинии", вылетел из аэропорта Витязево в Анапе в 15.05 и по расписанию в 17.45 должен был совершить посадку в аэропорту Пулково в Санкт-Петербурге.
Как рассказали "РГ" в пресс-службе МЧС России, во вторник в 15.37 по местному времени (16.37 по Москве) с борта самолета на высоте 11,7 тысячи метров был трижды передан сигнал SОS и запрос об аварийной посадке. Второй сигнал SОS прозвучал после того, как самолет снизился примерно до трех тысяч метров. В 15.39 диспетчер Харьковского районного центра обслуживания воздушного движения доложил о резком снижении самолета и исчезновении его с экранов радаров.
Немедленно в зону падения самолета вылетел вертолет МЧС Украины, задействованный в системе поиска и спасения.
Обломки самолета найдены в 45 километрах севернее города Донецка в труднодоступном Константиновском районе между поселками Сухая Балка и Новгородка. Рядом с обломками лайнера обнаружены тридцать тел погибших. На месте катастрофы работают донецкие спасатели.
Данные очевидцев трагедии - местных жителей - разнятся. Кто-то утверждает, что видел, как самолет еще в воздухе развалился на части, кто-то видел падающий лайнер, полностью охваченный огнем. А молодая пара, пережидавшая дождь, заявила, что "машина падала, совершая плавный штопор, и после удара о землю загорелась". Куски самолета разлетелись в радиусе 300 метров. Видимость в эти минуты была плохая: на область обрушился ливень, полыхала гроза, порывы ветра достигали 100 километров в час.
Самолетом управляли опытные пилоты, в обнародованном "Пулковскими авиалиниями" списке экипажа значатся: командир корабля, летчик второго класса с 15-летним стажем Иван Корогодин, второй пилот Владимир Онищенко, второй пилот Андрей Ходневич, штурман Игорь Левченко, бортмеханик Виктор Макаров, стюардессы Татьяна Багрецова, Лилия Марышева, Светлана Семичихина и Юлия Кирченкова, а также стюард Алексей Шапошников.
Версии
Известно, что потерпевшему аварию авиалайнеру был присвоен номер 85185. "Пулковские авиалинии" приобрели этот самолет в 2001 году у китайской авиакомпании CAAC, эксплуатировавшей воздушное судно на протяжении десяти лет. В том же году лайнер последний раз отремонтировали. После ремонта самолет налетал 9 тысяч часов.
Причины катастрофы пока официально не названы. Однако разные авиационные ведомства уже начали выдвигать версии случившегося. Так, по мнению руководителя Федеральной аэронавигационной службы Александра Нерадько, самолет попал в зону сильной турбулентности и затем потерял управление. А по данным МЧС Украины - лайнер загорелся в воздухе, командой было принято решение в сорока километрах севернее Донецка посадить самолет, не выпуская шасси. По другим данным, экипаж предпринял неудачную попытку обойти грозовое облако.
В пресс-службе министерства обороны Украины заверили, что падение российского самолета не связано ни с какими военными учениями, объяснив, что в Донецкой области нет никаких военных подразделений.
По данным МЧС Украины, быстро потушить охваченный пламенем воздушный корабль не удалось из-за того, что вертолеты с водой из-за плохих метеоусловий не могли близко подлететь к месту катастрофы.
В авиакомпании "Пулково" считают маловероятной версию теракта. Заместитель генерального директора по организации летной работы авиакомпании "Пулково" Анатолий Самошин рассказал журналистам: "Ту-154 - основная машина, эксплуатируемая на внутренних рейсах нашей компании. По нашим данным, после сигнала SОS с борта терпящего бедствие самолета последовала неразборчивая фраза, но информации о возможном возгорании на борту самолета не поступало". В 21.00 из Санкт-Петербурга вылетела специально созданная комиссия для расследования катастрофы, час спустя - в Донецк вылетела комиссия и из Москвы.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Сразу после получения информации о катастрофе около 100 встречающих рейс из Анапы были собраны в кинозале аэропорта Пулково и буквально изолированы от журналистов. Вскоре в аэропорт прибыли около 40 психологов из МЧС и других служб, а также три бригады "скорой помощи" и бригада центра медицины катастроф. Ближе к вечеру большинство встречающих уехали из аэропорта, к 19.30 в здании аэровокзала оставались примерно 20 человек. Заместитель генерального директора ФГУАП "Пулково" Василий Налетенко сообщил, что авиакомпания организует вылет родственников для опознания погибших в Донецк специальным рейсом сегодня в 12 часов.
АНАПА
В аэропорту Анапы собрались люди, несколькими часами ранее проводившие своих родных в Санкт-Петербург.
К восьми вечера к зданию аэропорта подъехали две машины "скорой помощи". Одна из бригад сразу бросилась оказывать помощь жительнице Анапы Татьяне Юсько, которая проводила в полет родную дочь с тремя детьми. Как только женщина убедилась, что дочь и внуки улетели именно на том самом злополучном рейсе, на глазах врачей и журналистов разыгралась трагическая сцена, во время которой слезы появились на глазах у всех находившихся рядом людей.
Юсько, проводив на самолет дочь с внучками, вернулась в село. И тут к ней забегает соседка с криком... Татьяна Петровна успела даже дозвониться сыну, который в это время находился в командировке в Финляндии. Он уже все понял и несся на машине к границе.
Следом в аэропорт приехал мужчина, также недавно проводивший в полет своего сына. К нему сразу бросились врачи...
А в это время в здании администрации города-курорта Анапы шло экстренное заседание совета безопасности при главе города.
- Никаких проблем с вылетом рейса 85185 "Пулковских авиалиний" не было, - сообщил заместитель генерального директора Анапского аэропорта Борис Агейкин. - Ту-154 прошел предполетный осмотр, отклонений от нормы зафиксировано не было. В Анапе самолет не заправлялся, в воздух он поднялся по расписанию - в 15.06.
СЛЕДСТВИЕ
Генпрокуратура РФ в связи с авиакатастрофой самолета возбудила уголовное дело по части 3 статьи 263 (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта). Для расследования создана следственная группа и начаты процессуальные действия в Санкт-Петербурге, Анапе и Ростове-на-Дону. Кроме того, получено согласие Генпрокуратуры Украины на выезд следственной группы Главного управления Генпрокуратуры России в Южном федеральном округе к месту катастрофы для осмотра места происшествия.
Досье "РГ"
Пассажирский самолет Ту-154 первый проект отечественного магистрального пассажирского самолета, не имевший в своей основе военного прототипа. Он предназначен для перевозки до 180 пассажиров на расстояние до 3900 километров, средняя скорость - 900 километров в час. Три турбовентиляторных двигателя размещены в хвостовой части. Ширина пассажирского салона 3,5 метра, длина - около 50 метров. На сегодняшний день это самый распространенный лайнер отечественной авиации, с момента начала производства было выпущено более 1000 самолетов.
Эксплуатация на внутренних и международных линиях началась в 1972 году. Снят с производства в 2006 году. Одной из причин прекращения выпуска Ту-154 специалисты называли узкий фюзеляж: в таком салоне комфортных условий для пассажиров не создать.
Всю информацию можно получить по телефонам горячей линии:
В Санкт-Петербурге: (812) 324-30-70 или (812) 704-34-51.
В Анапе: 8-233-94-322.
Также в Краснодаре заработала "горячая линия": 8-861-268-64-40.
На территории аэропортов Анапа и Пулково открыты "кризисные центры".
Фото: www.vesti.ru