23.08.2006 01:55
Культура

Игорь Золотусский написал сценарий 10-серийного фильма о Гоголе

Игорь Золотусский написал сценарий фильма о своем любимом писателе
Текст:  Павел Басинский
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4151)
Читать на сайте RG.RU

Известный филолог и писатель, автор лучшей книги о Гоголе Игорь Золотусский написал сценарий 10-серийного фильма о своем любимом писателе. С просьбой поделиться идеями этого проекта к нему обратился наш корреспондент.

 

Российская газета | Игорь Петрович, слухами земля полнится. Это правда, что вы только что закончили сценарий 10-серийного фильма о Гоголе?

Игорь Золотусский | Да, это случилось буквально вчера.

РГ | Это делалось в рамках государственной программы празднования 200-летия Гоголя в 2009 году, который уже объявлен ЮНЕСКО Годом Гоголя?

Золотусский | Еще два года назад я подал заявку на канал "Культура", но дело как-то стояло. Лишь после присуждения мне Премии Александра Солженицына за книгу о Гоголе я был принят Олегом Добродеевым, руководителем второго канала. Он был очень доброжелателен, внимателен, а главное - идея пришлась ему по душе. Он обещал мне помочь и действительно достал деньги для этого проекта. Эти деньги уже переведены на счет второго канала, со мной заключен договор о съемках фильма. Как написано в договоре, это "документально-художественный фильм о Гоголе".

РГ | Означает ли это, что это будет в том числе и игровая картина?

Золотусский | Нет, там не будет никаких игровых сцен, никто не будет играть Гоголя и его персонажей. Не будет никаких кадров из фильмов по Гоголю, чем часто увлекаются режиссеры-документалисты. Не будет сцен из спектаклей. Мы от этого решительно отказались. Как обычно в моих фильмах, я буду ведущим. Но тем не менее некое игровое начало, исходящее из духа сочинений самого Николая Васильевича, будет присутствовать. Не в виде прямых иллюстраций, а как некое оригинальное телевизионное решение основной темы. Возможно, будет некий диалог ведущего с одним актером, который будет читать Гоголя.

РГ | Этот актер известен?

Золотусский | Мы хотим, чтобы это был Сухоруков.

РГ | Какова основная тема фильма, кроме биографии Гоголя?

Золотусский | Это не биография, а история души Гоголя. Конечно, я в сценарии прибегаю к его сочинениям, в которых волнообразно проходит история его души, от ранних произведений до второго тома "Мертвых душ".

РГ | Гоголь всю жизнь провел в пути. Это Малороссия, Петербург, Москва, Рим, Германия... Будут ли живые съемки?

Золотусский | Да, это записано в договоре: съемки в Италии, во Франции, в Германии.

РГ | Украина?

Золотусский | Конечно, Украина. И еще Оптина Пустынь. И Иерусалим.

РГ | Ваш фильм строится согласно хронологии гоголевских поездок?

Золотусский | За ними поспеть практически невозможно! Я держал в руках паспорт Гоголя, он весь испещрен названиями городов почти всей Европы. Поэтому следовать буквально пути Гоголя мы не будем. Естественно, что мы начинаем с Украины. Это будет фантастическое начало. Есть историческое предание, связанное с церковью Николая Чудотворца в Диканьке, недалеко от места рождения Гоголя. Во время грозы молния попала в дуб... Я видел эту дубовую аллею из двухсотлетних дубов. Это имение Кочубеев, в 20-25 километрах от отчего гнезда Гоголей. Итак, молния ударяет в дуб, ломает его, и на срезе ствола в огненном сиянии появляется икона Николая Чудотворца. Так на этом месте возникла церковь Николы Диканькского, вблизи алтаря которой поместили эту нерукотворную икону. Перед этой иконой молилась мать Гоголя, прося себе младенца, потому что первые двое детей родились мертвые. Вот так фантастически началась жизнь Гоголя.

И так будет в каждой серии. Мы будем искать какое-то единое символическое решение, и обязательно очень живописное. Гоголь ведь очень любил живопись, боготворил художника Александра Иванова...

РГ | 200-летие которого мы недавно отмечали. Это правда, что на переднем плане, ближе всех к Христу, Иванов в своей картине "Явление Христа народу" нарисовал Гоголя?

Золотусский | Сам Иванов назвал эту фигуру "Ближайший". Он сделал множество эскизов этой фигуры, несколько рисунков самого Гоголя и наконец остановился на этом варианте. В первоначальном варианте Гоголь как бы не смел взглянуть в лицо Христу, поэтому он стоял вполоборота, приотвернувшись. Это Гоголь, сознающий свою греховность, но это было именно лицо Гоголя. В процессе работы над картиной это лицо сильно изменилось, но оно все же сохранило гоголевские черты. И это уже Гоголь, обернувшийся к Христу. Таким образом в процессе писания Ивановым его картины отразилась вся эволюция гоголевского пути.

Но самое интересное, что на этом месте в одном из самых первых вариантов картины, на месте Ближайшего, должен был находиться второй Христос. Первоначальная идея Иванова была такова, что один Христос идет к народу, а второй уже находится среди него. Это была безусловно идея Второго Пришествия. И вот именно на этом месте в конце концов оказался Гоголь. Это просто поразительно!

В одной из серий мы попытаемся на примере этой картины и ивановских эскизов проследить изменение лица Гоголя как изменение его духовного состояния.

И еще одной из главных метафор фильма будет метафора Лестницы.

РГ | Как символа восхождения?

Золотусский | Это двоякий символ. По лестнице можно подняться в небеса и опуститься в ад. Это, конечно, чудесное совпадение, но и Пушкин, и Гоголь перед смертью просили дать им лестницу.

Лестница сопровождала Гоголя всю жизнь. В детстве бабушка рассказывала ему, что с небес спускается лестница, и когда человек умирает, ангелы поднимают его душу на небо. Если это праведная душа, она поднимается к Богу, а если нет - спускается вниз, в ад.

Кроме того, Гоголь ведь был очень честолюбивым человеком. Он из провинции, был окружен богатыми родственниками, что возбуждало в нем дополнительное самолюбие. Его отец служил управителем у бывшего екатерининского министра. Поэтому с молодости он мечтал о поприще государственном, хотел проявить себя на поприще юстиции. То есть ему мерещилась совсем другая лестница. Нет, это не была лестница только карьеры. Он хотел подняться по служебной лестнице, чтобы реально влиять на русское общество и на своих сограждан. Но это была бы все-таки лестница должности и государственной службы. По этой лестнице капитан Копейкин поднимается к вельможе. И Хлестаков бежит по лестнице вверх. Образ лестницы очень часто встречается у Гоголя, это его ключевой символ.

Этот образ будет и в нашем фильме. И в конце его возникнет та самая лестница, о которой Гоголю говорила его бабушка.

Литература