С тех пор как отменили обязательную школьную форму, прошло больше пятнадцати лет. Я тогда работала в школе и хорошо помню, что с разрешением ходить "в чем хочешь" школу захлестнула настоящая революция. Вместе с джинсами в классы, к примеру, пришел и новый стиль общения с учителями. Во всяком случае, вопрос на уроке литературы: "Елена Владимировна, как вы думаете, Татьяна спала с Онегиным?" - вызвал бы пять лет назад скандал районного масштаба, а мне приходилось интеллигентно выкручиваться. Старшеклассники "примеряли" отвоеванную у учителей "свободу" в виде "вареных" джинсов необъятной ширины и неимоверных челок а-ля "Ласковый май". Младшие, особенно те, кто учился во вторую смену и собирался в школу самостоятельно, приходили на уроки в пижамах, приняв их за спортивные костюмы.
Впрочем, "спальная мода" в начальной школе продолжалась недолго. Все, чем живет малыш, связано со школой, оценками, любовью или нелюбовью Марьиванны. Поэтому к возможности продефилировать перед "сопливыми детсадовцами" с портфелем и в школьной форме младший школьник относится с придыханием.
Другое дело - подростки. Во внутренней иерархии их ценностей успешная учеба и хорошие отношения с педагогами занимают далеко не первую ступень. Важно принадлежать к "стае" и чтобы в ней тебя уважали. Признаки, по которым опознается "свой", могут быть самыми разными: начиная с цепей и бритых голов и заканчивая фирменными галстуками и университетскими значками. И уравновесить взаимоотношения формы и содержания в среде долговязых и прыщавых недорослей очень непросто. Их кредо: "Хочу, чтобы было, как у всех, но ни на кого не похоже!" Получается, что школьники старшего возраста не такие уж законченные противники корпоративной одежды.
Как одеться в "казенном доме"
компетентно |
Игорь Кон, доктор философских наук, академик РАО:
- У меня на этот счет суждение далеко не либеральное. Форма нужна. Но она должна быть красивой, элегантной и, главное, соответствовать вкусам детей. И еще не лечь тяжелым бременем на родительский бюджет. При всем том, что я не одобряю процессы милитаризации и формализации в одежде, в школьной форме я ничего такого милитаристского и стандартизующего не вижу. У школьников есть достаточно средств проявить свою индивидуальность и вкус.
Форма дисциплинирует и подтягивает. Кстати, о пользе корпоративной одежды я впервые задумался в "Артеке". Ведь когда ребята в своем цивильном платье, на первый план выпячиваются материальные различия семей. Правда, и в форме это неравенство никуда не исчезает, но внешних, особенно раздражающих его проявлений становится меньше.
В подростковом возрасте идут процессы индивидуализации. Все привязанности уже на стороне. Для мальчиков, да и для некоторых девочек оказываются очень важным отношения в уличных компаниях. А школа, хотим мы этого или нет, это казенный дом. И идентифицироваться с ней школьники не хотят. Ведь там у подростка зависимый статус. Поэтому и форма у него особых чувств не вызывает. Однако все же есть школы, где все с точностью наоборот. На меня произвело впечатление одно очень старое английское учебное заведение, ведущее свою историю с начала XVII века. В качестве гида мне дали мальчика из старшего шестого класса. Так вот он сказал, что форма с обязательным галстуком его ничуть не смущает. Наоборот, фирменный галстук - это знак солидарности со старыми школьными традициями.
Не нужно преувеличивать и какую-то развращающую сексуальность цивильной одежды по сравнению с форменной. Если девчонкам понадобится показать свои ножки, то они их покажут в любом платье. Я не открою Америки, если скажу, что когда ноги были закрыты коричневым школьным платьем, мальчишеское воображение работало ничуть не меньше, чем сейчас. Преимущество формы в том, что все-таки это рабочая, а не праздничная одежда. А школа - это место работы, а не отдыха и развлечений. Кстати, принято с иронией относиться к глухим костюмам чиновников при галстуках. С моей же точки зрения, всему свое место и время. И госслужащий, оголивший волосатую грудь, производит, признаться, неприятное впечатление. Почему тогда в школу можно ходить, как на пляж? Другое дело, если правила будут такие, что свою корпоративную принадлежность детям придется демонстрировать постоянно. Постоянно носить форму никто не захочет. Это будет вызывать протесты. Такое уже было в свое время в старой гимназии. За гимназистами следили, чтобы они везде появлялись только в форме, которая позволяла "засечь" их в запретных местах, к примеру, в театре. Она вызывала неприязнь, потому что была средством ограничения свободы.
Анатолий Часовских, директор знаменитой физматшколы имени академика Андрея Колмогорова при МГУ:
- Иногда мысли ввести форму у меня возникают, но в родительском комитете большинство против, потому что это дополнительная нагрузка на семейный бюджет. А дети у нас учатся со всей страны и уж точно не из семей олигархов. Да и если, признаться, требования к внешнему виду у нас, скажем так, не из самых приоритетных. Они совсем простые. Дети должны выглядеть опрятно: пиджачок, костюмчик, по праздникам - галстук. Все в рамках разумного. И финансово для родителей необременительно. Форму можно составить из уже имеющегося у ребенка гардероба, а не покупать что-то совсем новое. У нас, конечно же, учится элита, но не в традиционном смысле. Я только гипотетически могу себе представить ситуации, что кто-то из моих ребят станет сильно выделяться какой-то супердорогой одеждой, "золотом-бриллиантами". Его попросту не поймут. Мои ученики самовыражаются немного в других вещах. Необязательно же волосы в зеленый цвет красить, чтобы выделиться.
Марьяна Безруких, доктор биологических наук, детский физиолог:
- Итак, о комфортных для глаз цветах тканей. Во-первых, никаких красных или бордовых пиджаков. Коричневый и другие темные цвета, в том числе популярные черный, темно-серый, густо-сиреневый, тоже не приятны для глаз, тормозят восприятие, утомляют. А вот клеточка хороша. Она сама по себе радует детей, повышает им настроение.
Классические "черный низ и белый верх" на каждый день не подходят. Для сменных рубашечек и блузок лучше выбрать салатный, бежевый или голубой цвета. А вот шить все это нужно из гигиеничных, легко стирающихся и желательно натуральных тканей.
Виктория Андриянова, художник-модельер:
- Я давно работаю с корпоративной одеждой для служащих аэропортов, железнодорожников, теперь и для школьников. И считаю, что этот вопрос должен быть решен в государственном масштабе. Я намучилась без школьной формы со старшей дочерью. Мучаюсь сейчас без нее и с младшей. Форма необходима. Хотя белые сменные воротнички никто, конечно, не будет пришивать. Сейчас я сотрудничаю с одной из школ на Таганке. Так вот прежде чем что-то предлагать свое, мы решили поговорить с детьми. И меня очень обрадовало, что девочки отказались от джинсов и брюк, они хотят быть девочками, носить пышные нижние юбки, искусственные цветы и другие женственные вещи. Мальчики "заказали" деловые костюмы с галстуком, трикотажные жилетки. И эта модель подойдет для любой школы, для любого социального уровня. Ткани могут стоить и "три копейки", и 300 долларов метр.