25.08.2006 03:00
Происшествия

Западные авиакомпании платят огромные штрафы и компенсации семьям погибших

Текст:  Татьяна Ефременко
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4153)
Читать на сайте RG.RU

После взрыва на Черкизовском рынке московские власти заявили, что компенсируют ущерб. Решено выплатить семьям погибших по 100 тысяч рублей, тем, кто попал на лечение в стационар, - по 50 тысяч рублей, получившим амбулаторную помощь - по 3 тысячи рублей на человека. Правда, получить деньги смогут только имеющие столичную регистрацию, то есть те, кто находился на территории города легально. Также город окажет помощь в транспортировке и захоронении тел погибших во время происшествия.

Как сообщили "РГ" в пресс-службе департамента социальной защиты населения города Москвы, решение об оказании материальной помощи пострадавшим в каком-либо серьезном происшествии обычно принимают региональные власти. Но в принципе в ситуацию могут вмешаться и федералы. Например, пострадавшим в недавней катастрофе аэробуса А-310 в Иркутске областные власти выплатили по 50-100 тысяч рублей. Кроме того, пострадавшим и семьям погибших пообещали выделить средства из резервного фонда правительства России.

В нормативных актах федерального уровня рассмотрены лишь некоторые возможные варианты чрезвычайных происшествий. Так, вопрос о компенсациях пережившим авиакатастрофу и семьям погибших в ней рассматривается Воздушным кодексом. Там говорится об ответственности перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира воздушного судна. Поэтому вполне понятно, что губернатор Северной столицы Валентина Матвиенко, принося соболезнования в связи с трагедией рейса номер 612 Анапа-Санкт-Петербург, сообщила, что материальную помощь пострадавшим и их семьям будут оказывать как городская администрация, так и авиакомпания "Пулково". Размер компенсации законом не установлен, поэтому решение в каждом конкретном случае принимает специально созданная при администрации комиссия исходя из возможностей бюджета.

Что касается случаев терроризма, компенсации пострадавшим предусмотрены в Федеральном законе "О противодействии терроризму". В нем говорится, что государство в порядке, установленном правительством РФ, производит выплаты тем, кому был причинен ущерб в результате террористического акта. Причем компенсация морального вреда осуществляется за счет террористов. Ну и, наконец, отдельный пункт закона говорит о том, что возмещение вреда, причиненного при пресечении теракта, производится за счет федерального бюджета.

   А как у них

Цена авиакатастроф

Наталья Сорокина

Западные авиакомпании делают все возможное и невозможное, чтобы предотвратить катастрофы. Огромные штрафы и компенсации семьям погибших,
выплаченные некоторыми западными авиакомпаниями, стали жестким предупреждением для всех остальных авиаперевозчиков. Компания "Эр Франс"
выплатила поистине астрономическую сумму в качестве компенсации семьям пассажиров лайнера "Конкорд", погибших в результате авиакатастрофы в июле
2000 года под Парижем. Жизнь каждого погибшего пассажира компания оценила в полтора миллиона долларов. Авиакатастрофа, в результате которой погибли
113 человек, произошла из-за небольшой металлической пластины, случайно оказавшейся на взлетной полосе при взлете "Конкорда". В результате наезда
на этот металлический предмет была повреждена покрышка шасси лайнера. Фрагменты резины попали в турбины двигателей. Это привело к возгоранию и
гибели самолета.

Сумма компенсации, предложенная "Эр Франс", - одна из самых крупных за всю историю юридических процессов, связанных с авиакатастрофами. Более крупные компенсации были выплачены лишь родственникам жертв трагедии, происшедшей над шотландским городом Локерби в декабре 1988 года. Тогда в результате взрыва на борту лайнера "Пан Американ 103" погибли 269 человек. А 235 родственников погибших впоследствии получили компенсации от ливийских властей, причастных к диверсии на борту, на общую сумму пятьсот миллионов долларов. Жестко повела себя Франция, после того как власти Ливии отказались выплатить компенсации семьям погибших в результате авиакатастрофы самолета французской компании "Юта" в 1989 году под Нигером. Франция утверждала, что ливийские власти виновны в гибели 170 пассажиров, поскольку воздушное судно было сбито ливийскими силами противовоздушной обороны, якобы из-за сбоя компьютеров зенитных систем.

Париж на протяжении более десяти лет пользовался правом вето, не давая Ливии возможности избавиться от торговых санкций ООН. В итоге режим ливийского лидера Муамара Каддафи не выдержал. И перечислил на специальный счет в швейцарском банке 2,7 миллиарда долларов - почти по десять миллионов за каждого погибшего пассажира. Санкции ООН против Ливии были тут же сняты.

Американская частная авиакомпания "Валью Джет Эйрлайнс" была закрыта властями страны сразу же после страшной авиакатастрофы, унесшей жизни более ста человек. В 1996 году на юге Флориды самолет этой компании упал при посадке из-за того, что в багажном отделении взорвались баллоны с газом. В результате расследования выяснилось, что компания пользуется старыми самолетами, мало внимания уделяет вопросам безопасности полетов. Компанию закрыли и заставили заплатить крупные компенсации семьям погибших.

Аварии и катастрофы