28.08.2006 02:00
Культура

Зальцбургский фестиваль продолжает праздновать юбилей Моцарта

Зальцбургский фестиваль продолжает праздновать юбилей композитора
Текст:  Ирина Муравьева
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4155)
Читать на сайте RG.RU

Безусловно, Моцарт - это миф, сконструированный в единогласном ностальгическом порыве. Тоска по другой, менее уродливой реальности всегда сопровождала жизнь человечества. Может, поэтому из длинного списка гениев - от Данте до Гете и Пушкина культурный мир с почти религиозным рвением чтит именно Шекспира и Моцарта. В этом немалая заслуга и их родных земель, когда-то захолустных городков, породивших гениев, - Стратфорда-он-Эйвона и Зальцбурга, сумевших создать из творчества своих кумиров фетиши, которым поклоняется мир. Именно поэтому сегодня феномен Моцарта измеряется не только музыкой, созданной им в конце XVIII столетия, но и раскрученным на его имени гигантским бизнесом, включающим в себя и грандиозные арт-проекты, и товарный рынок, и туризм.

Поэтому неудивительно, что 250-летний Моцарт, почивший когда-то в нищете и захороненный в анонимной общей могиле, в свой юбилейный год стал самой ажиотажной персоной культурного бизнеса. Количество мероприятий мировой "моцартианы" зашкалило за тысячи: даже в Москве отметились тремя оперными премьерами и десятками монографических концертов. В самой же Австрии в нынешнем году не было ни одного дня, начиная с 27 января, когда родился гений, не посвященного его творчеству. В Вене целый год во всех залах и на улицах играют музыку Моцарта, а город показывают туристам под углом: "Моцарт. Друзья и враги", "Моцарт. Житель Вены и гражданин мира", "Моцарт. Жизнь и любовь", "Моцарт. Жизнь и смерть", "Моцарт. Вчера и сегодня". Моцарт материализуется везде - от алых униформ в венском аэропорту, напоминающих о знаменитом детском камзольчике Вольфганга Амадея, подаренном ему австрийской императрицей, от знаменитых моцартовских паричков, напяленных на сувенирных мишек, до концертных откровений в виде "Моцарт и Мендельсон", "Моцарт и Рихард Штраус". В Австрии бесконечная игра "Моцарт с нами" дошла до своей предельной кульминации.

Однако апогеем в реализации юбилейной формулы Viva Mozart! остается Зальцбургский оперный фестиваль, который к общему марафону добавил проект "Моцарт-22". Цифра 22 - не символический шифр, а полное число оперных сочинений, которые атрибутируются именем гения - от почти детских опусов "Мнимая простушка" и "Бастьен и Бастьена" до коронной оперной классики: "Дон Жуан", "Волшебная флейта", "Свадьба Фигаро".

Ретроспектива "22" стала прощальным проектом интенданта Зальцбургского фестиваля композитора Петера Ружички, покидающего в нынешнем году свой пост. "Действительно ли мы так хорошо знаем творчество Моцарта?- говорит Ружичка. - Мы знаем его музыкальный язык, но большинство сочинений, написанных Моцартом, до сих пор не интегрировано в стандартный набор. В основном мы знаем его венскую музыку. Но если мы хотим понять наконец, в чем феномен Моцарта, мы должны идеально восстановить весь исторический и музыкальный контекст его творчества".

Зальцбургский фестиваль уже в течение месяца методично представляет моцартовские премьеры, в витрине которых оказалась и новая постановка "Свадьбы Фигаро" (режиссер - Клаус Гут, дирижер - Николаус Арнонкур) с фавориткой австрийской публики Анной Нетребко в партии Сюзанны. Спектакль, подкрашенный вечно модными фрейдистскими мотивами, имел такой успех, что афиши трехнедельной давности с изображением русской оперной звезды до сих пор заполняют рекламные стенды фестиваля, а в городе даже таксисты причмокивают губами: "О, Нэтрэпко, зер гут!" И хотя город мог бы отметить в этом году и другой юбилей - 125 лет как Моцарт навсегда вырвался из власти зальцбургского архиепископа и с облегчением покинул опостылевших ему земляков, но кумиризация гения заставляет не вспоминать эту грустную историю. Спустя 125 лет здесь наконец слушают только Моцарта. И поток к финалу юбилейного марафона не только не рассеивается, но, судя по плотности толпы меломанов на узких зальцбургских улочках, достиг апофеоза. Viva Mozart y, который единственный в истории заставил человечество не только пить из стаканов и чашек со своим изображением, есть булочки и колбаски, маркированные его именем, но и ревностно слушать свою музыку.

Музыка