29.08.2006 02:00
Общество

Марьяна Безруких: Дошкольное образование - это рынок

О плюсах и минусах предшкольного образования
Текст:  Мария Агранович Марьяна Безруких (директор Института возрастной физиологии, академик РАО)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4156)
Читать на сайте RG.RU

Сейчас в детские сады ходят около 40 процентов детей, но многие родители убеждены, что работа с ребенком там не обеспечивает его развитие и начальную подготовку к школе. Поэтому примерно четверть "садовских" детей занимаются в группах подготовки к школе, в дошкольных гимназиях, студиях и т.п. Кого-то готовят мамы, папы, дедушки и бабушки, с кем-то занимаются гувернеры.

Все эти формы дошкольного, или, по терминологии ЮНЕСКО, "доначального" образования возникли не только потому, что сократилось количество детсадов (даже в Москве детей записывают в детский сад сразу после рождения, то есть минимум за три года). Они появились еще и потому, что школа, невзирая ни на какие законы и распоряжения, стремится отобрать тех детей, к которым не нужно будет искать подход, кто уже умеет читать и писать, кто приучен к школьной дисциплине и требованиям. Именно поэтому в большей части вариантов подготовка к школе - это сокращенная программа первого класса: школьные прописи и буквари, уроки чтения и письма, счета и иностранного языка, отметки и домашние задания.

Не следует забывать, что существует и так называемый социальный запрос родителей. Их уже лет пять старательно убеждают в том, что обучение можно и нужно начинать как можно раньше. Пытаются даже убедить в том, что можно реализовать лозунг "раньше читать, чем ходить". Восторги по поводу таких инноваций в глянцевых журналах, газетах и по ТВ ложатся на хорошую почву.

Какой родитель не хочет, чтобы его ребенок вырос умным, успешным, здоровым? Дошкольное образование - это рынок, причем бурно развивающийся, с соответствующими издержками. Причем рынок агрессивный и с такой же агрессивной рекламой, и именно поэтому до школы многих детей просто дрессируют. Заставляют читать, не учитывая, что не все дети в 5 лет уже готовы воспринимать и дифференцировать буквы, учат курсивному письму, несмотря на то, что письмо и в 7 лет - очень сложная задача, учат иностранным языкам, не думая о том, что не сформирована родная речь (а в этом случае иностранный язык тормозит развитие родной речи). На первый взгляд, с такими детьми легче работать. Но лишь первые полгода, а потом... Потом становится ясно, что обучение чтению и письму до школы, особенно если ребенка заставляли и это давалось ему с большим трудом, неэффективно. Нужно переучивать, но любое переучивание - ломка уже сложившейся деятельности, и как любая ломка, это не проходит бесследно.

Еще одна проблема раннего обучения - опыт учебной неудачи, опыт неуверенности в своих силах, опыт страха несостоятельности и недовольства взрослых, когда создается эффект отторжения всего, что связано со школой, с обучением. Неадекватные и завышенные требования к ребенку дают очень низкий развивающий эффект (эффект напрасных стараний). Создается ситуация, которую сами родители характеризуют словами: "Столько занимались, столько сил потратили, а результатов нет". Постоянные неудачи, недовольство и упреки взрослых создают у ребенка ощущение собственной неполноценности, снижают самооценку, ведут к повышенной тревожности, страху перед школой.

Специальные исследования показали, что "муштра" до школы резко снижает желание детей идти в школу. Что же делать? Дать возможность расти свободно, как трава, не заниматься, оставить детей в покое? Как всегда, есть сторонники и такой точки зрения. Но в этом случае, как это ни банально, необходима золотая середина. Ребенку нужно внимание, систематическая направленная работа, опыт взаимодействия с чужими взрослыми и сверстниками. Все дело в том, как это организовать и что взрослый требует от ребенка. Причем важно не только содержание - чему учить, но и как это делать. Учитываются ли возрастные и индивидуальные особенности ребенка, принимается ли во внимание, что ведущий вид деятельности для дошкольника - игра. Если методы и требования взрослых адекватны, то занятия будут стимулировать развитие. Если нет - могут затормозить его.

Основной вопрос, который волнует родителей, - в каком возрасте нужно и можно начинать занятия. Сразу оговоримся, речь идет о систематических (2-3 раза в неделю) занятиях, направленных на развитие познавательной деятельности, а также социальное, личностное, интеллектуальное и творческое развитие ребенка. Следует учесть, что ребенка развивает все, что его окружает, все, что он видит, слышит, воспринимает. Любое его общение со взрослыми и сверстниками способствует развитию, любой мультфильм и прочитанная взрослыми книга, любой сериал, который он словно не смотрит, играя рядом с бабушкой, любое слово, взгляд, жест... все. Специальные занятия - это другое, это специально отведенное время (очень короткое: для детей 4 лет - 10 минут, 5 лет - 15 минут, 6 лет - 20 минут), это определенная цель занятия, это определенные (соответствующие возрасту) формы и методы деятельности, где главной (ведущей) формой является игра. Лучше начинать такие занятия в 5 - 5,5 лет, и объяснить, почему не раньше, просто.

Ребенок до 5 лет с трудом выполняет условия деятельности, быстро отвлекается, не умеет планировать свою работу, не может одновременно удерживать внимание и к слову, и к действию. Важно понять, что все это не недостатки ребенка, а его возрастные особенности. В этом возрасте все так и должно быть.

А вот в 5,5 лет занятия в игровой форме вполне доступны, однако и при этом следует учитывать, что ребенок быстро устает, что работать (играя) он должен в своем темпе, что все задания должны быть понятны и доступны, что заниматься лучше утром или днем, но не по вечерам.

Сейчас много книг для родителей и тетрадей для детей (часто они называются развивающими), их можно использовать при одном условии, если в тетради есть рекомендации, как работать с ребенком, используя эту тетрадь. Если рекомендаций нет, стоит выбрать другую тетрадь, не полагаясь на свою интуицию. И еще: не пытайтесь "оценить" своего ребенка-дошкольника по так называемым "тестам". Если это действительно тесты, то их могут использовать только специалисты (в тесте важно все: от условий проведения до интерпретации результатов), если это задания, которые называются тестами, не спешите делать выводы, считать своего ребенка "продвинутым" или "недостаточно развитым" для своего возраста. Следует помнить, что для дошкольника паспортный возраст - нечеткий ориентир, т.к. расхождение его паспортного возраста и биологического (а именно биологический возраст определяет зрелость познавательных функций и способность к обучению) может составлять 1,5 - 2 года. С этим и связаны такие разные индивидуальные особенности развития детей этого возраста.

Подготвоила Мария Агранович

Образование