Новым законом предусмотрена декларация, необходимая для легализации дачных и садовых строений, индивидуальных гаражей и форма техпаспорта на индивидуальные жилые дома. Оба документа готовы и находятся на регистрации в министерстве юстиции. Как только в минюсте их зарегистрируют, ознакомиться с ними можно будет в любой правовой системе в Интернете, а также на сайте минэкономразвития. Если у вас нет Интернета, декларацию можно будет получить бесплатно в территориальных органах Росрегистрации и Роснедвижимости, там же будут висеть образцы ее заполнения. Напомним, что декларация нужна только владельцам дачных и садовых домов для регистрации права на них и заполняется она правообладателем самостоятельно. Что же касается новой формы техпаспорта, которая нужна для регистрации индивидуальных жилых домов, находиться она будет в БТИ, и заполнять ее будут сами работники БТИ. Вот два новых документа, которые нужны для реализации закона, каких-либо иных нормативных актов для него не нужно, отметили нам в министерстве. Так что все граждане, желающие оформить в собственность свои земельные участки и дома со следующей недели (1 сентября - это пятница) могут обращаться в органы Росрегистрации и Роснедвижимости.
Однако обратим внимание, что дачная амнистия касается не всех граждан, владеющих землей и постройками. Например, этот документ не касается тех, кто получил решение или разрешение на предоставление земли от председателя колхоза, совхоза или директора предприятия. Не поможет он и гражданам, у которых нет вообще никаких документов. Исключение составляют члены дачного, садового, некоммерческого объединений. Потому что хотя у самих дачников и садоводов часто нет свидетельства о праве на свои участки, но таковой документ есть на руках у самого товарищества или кооператива: на право постоянного бессрочного пользования. Действия закона могут не ждать и те граждане, которые имеют свидетельство о праве собственности, выданное после 1997 года, так как это свидетельство нового образца, позволяющее пройти регистрацию.
Закон распространяется на две группы объектов недвижимости. Первое - это строения: дачи, садовые домики, постройки на дачных участках (бани, гаражи), а также индивидуальные жилые дома на участках, предназначенных под ИЖС, ведение личного подсобного хозяйства, индивидуальные гаражи, построенные на участках, предоставленных для гаражного строительства. Второй группой объектов являются земельные участки, полученные в свое время гражданами или их объединениями под дачи, садоводство, огородничество, ведение личного подсобного хозяйства, под ИЖС или гаражное строительство.
Регистрация права собственности
Как оформить дом
Для владельцев индивидуальных жилых домов процедура регистрации прав не меняется. Как и ранее, необходимо пройти техническую инвентаризацию и технический учет, получить техпаспорт, обратиться в Росрегистрацию для получения свидетельства о праве собственности на объект недвижимости, который вносится в ЕГПР.
Запомнить владельцам индивидуальных домов надо одно, что новый закон обязывает органы местного самоуправления выдавать разрешение на ввод в эксплуатацию индивидуального жилого дома, даже если он был построен без разрешения. Это означает, что не нужно обращаться в суд, не нужно договариваться с различными инспекциями и надзорами (пожарная инспекция, СЭС, экология, архитектор и прочие). Правда, новая мера будет носить временный характер до 2010 года. Конечно, регистрировать все подряд вам все равно не дадут, будет установлен закрытый перечень оснований для отказа - нарушение градостроительного регламента, а в его отсутствие - красных линий и линий регулирования застройки. Для владельцев дачных и садовых домиков, индивидуальных гаражей требование о проведении технической инвентаризации и технического учета отменяется. Для регистрации прав необходимо самостоятельно заполнить декларацию, о которой мы уже говорили. Это достаточно простой документ, в котором нужно указать назначение объекта (жилое или нежилое), общую площадь, материал стен, информацию о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения, кадастровый номер участка и так далее. Если при заполнении у вас возникнут вопросы, то можно обратиться к работникам Росрегистрации за разъяснениями. Заполнив декларацию и приложив к ней правоустанавливающие документы на земельный участок, сдаете все это в Росрегистрацию для получения свидетельства о праве собственности на объект недвижимости. Вот, собственно, и все.
Как оформить землю
Для того чтобы начать упрощенную регистрацию на землю, у вас должны быть следующие документы: решение органов местного управления о предоставлении земельного участка, государственный акт о праве, свидетельство о праве.
В этих документах могут быть указаны различные права: собственность, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, аренда и безвозмездное срочное пользование. Если же не указан никакой вид права или, наоборот, несколько видов одновременно, такие участки теперь считаются предоставленными в собственность, и вы можете регистрировать право собственности.
Если у вас в документах записано не право собственности, а одно из трех видов права - постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, аренда, то вначале вы должны пройти приватизацию. Но отметим, что это процедура добровольная и никто вас не вправе заставить приватизировать свой участок.
Согласно новому закону регистрация возможна без уточнения генплана. Устанавливается двухнедельный срок приватизации, закрытый перечень документов и всего два основания для отказа. Это предоставление неполного пакета документов, или участок запрещен к приватизации, например, он находится в заповеднике. Что же касается перечня предоставляемых для приватизации документов, то он фактически упрощен до двух. Первое - вы должны взять из правления садового товарищества или кооператива документ о том, что это действительно ваш участок и что ваш участок не захватывает земли общего пользования, в частности дороги, водонапорные башни и так далее. Второй документ - это проект границ земельного участка. Никаких пожарных, СЭС, экологов и прочих обходить не надо.
Есть еще один момент. Многие садовые, дачные товарищества и кооперативы не могут собрать взносы для выкупа земель общего пользования, а без этого, как правило, не разрешают приватизацию остальных участков. Предлагается предоставлять такие участки бесплатно и не связывать их приватизацию с приватизацией остальных участков.
Как оформить границы участка
Следующий вопрос - границы участка. В земельном комитете запрашиваете кадастровый план участка. В нем смотрите раздел В.1. Общие сведения. Там есть запись об определении границы, однозначно она определена или границы вашего участка определены не однозначно. Прямо так и будет написано. Если они определены однозначно, вы можете начинать регистрацию. При другом варианте нужно вызывать землемеров, которые определят границы вашего участка. Опять-таки площадь земельного участка по документам должна совпадать с фактической площадью. Если все совпадает, идите и регистрируйте свои права. А вот если у вас по документам, к примеру, 6 соток, а фактически оказалось 8 соток, то ранее в регистрации права вам бы отказали. Теперь же вы сможете решить эту проблему при соблюдении двух условий: из "излишка" нельзя сформировать самостоятельный участок, и границы должны быть согласованы с соседями. У вас должны быть их подписи. После согласования документы можно подавать на регистрацию.
Цена вопроса
Напоследок хотелось бы отметить, что новый закон решает только часть проблем. К сожалению, многие граждане считают, что после введения закона оформить документы можно будет за 500 рублей. Чуда не произойдет.
Ведь из чего сегодня складывается цена на оформление права на собственность? Регистрация прав у нас сегодня установлена законом, и платежи за регистрацию прав также установлены законом. Граждане должны заплатить 500 рублей за регистрацию права и 500 рублей за регистрацию сделки с недвижимым имуществом. Если у вас нет недвижимого имущества, то действительно, на первый взгляд получается 500 рублей. Но не стоит забывать, что на регистрацию вы должны прийти с пакетом документов. Даже если у вас имеется в наличии только земельный участок, вызов землемеров никто не отменял. Поэтому, к примеру, земельный участок в Калужской области размером в 4 сотки землемеры обмеряют вам за 4,5 тысячи рублей, а вот в Московской области все зависит от расстояния от МКАД: если рядышком, то могут запросить и 25 тысяч рублей, а то и больше. Как ни крути, в 500 рублей не уложиться. Ну а если земля и недвижимость на ней, то прибавьте к этому еще и работников БТИ. Маленький домик и далеко - 1,5 рубля, большой и близко - от 3 тысяч и выше. Вот и получается, что за небольшой участок и домик на нем в среднем надо заплатить около 7 тысяч рублей и это если оформлять все документы вы будете самостоятельно.
Наша справка
Если вы не хотите терять время и силы на оформление, вы можете обратиться к помощи коммерческих структур.
Средняя цена стоимости услуг в рублях по Московской области.
1. Регистрация прав собственности на земельный участок по результатам его отчуждения из государственной и муниципальной собственности - от 14 тысяч рублей, сроки - от 1 месяца.
2. Регистрация прав на земельный участок, установленных судебными актами, - от 8 тысяч рублей, сроки от - 1 месяца.
3. Регистрация прав на земельный участок в порядке наследования - от 8 тысяч рублей, сроки - от 1 месяца.
4. Регистрация постоянного бессрочного пользования земельным участком - от 11 000 тысяч рублей, сроки от 1,5 месяца.
В каждом районе цена варьируется от расстояния вашего участка до Москвы, пакета документов и срочности. Московские агентства в целом за свои услуги берут от 1,5 до 3 тысяч долларов. Агентства же, находящиеся непосредственно в районах Московской области, - от 500 до 1000 долларов. При этом не стоит забывать, что все расходы по БТИ, землемерам, справкам, оплаты квитанций за регистрацию вы несете отдельно.
Цены на услуги по оформлению земельных участков и недвижимости в других областях ниже, чем в Московской области. Средняя цена оформления документов составляет 10 -15 тысяч рублей.