Вчера на Краснопресненскую набережную на совещание к премьеру съехались экономисты, финансисты и банкиры. По сути они должны были дать главе кабинета министров ответ на вопрос о том, с чего начинать и как в итоге реализовать инновационную промышленную политику в стране, о которой уже не первый год говорит сам Фрадков. Видимо, чтобы они не посчитали, что всю ответственность за этот процесс премьер возложил на них, Фрадков предупредил, что "как глава правительства готов возглавить комиссию, которая займется выработкой мер, направленных на развитие в России эффективного промышленного производства и высоких технологий". Заседания новой структуры планируется проводить не реже двух раз в месяц.
Впрочем, как считает глава кабинета министров, представленный на днях проект бюджета-2007 "содержит финансовые возможности, чтобы усилить акценты развития и модернизации российской экономики, промышленности". Да и инструменты и условия правительство создает не первый год. Но, как признает правительственный источник "РГ", они по-прежнему не работают, либо работают очень плохо. "Важно правильно организовать эту работу, - полагает Фрадков. - Настроить ее на практический результат, подключив к ней все заинтересованные структуры власти и бизнеса".
Хотя премьер и заметил, что задача по развитию промпроизводства и высоких технологий будет реализовываться в "условиях достигнутой макроэкономической стабильности при обеспечении заданных темпов инфляции и укрепляющемся курсе рубля", судя по всему, он слегка слукавил. Тем более что совещание на самом деле было посвящено волнующим и Путина, и Фрадкова темам импорта, инфляции и укрепления рубля, высокие темпы которого могут окончательно погубить российскую промышленность.
Самым неожиданным недавним сюрпризом для страны стала констатация факта, что экономика все же растет, причем темпами даже большими, нежели ожидалось. ВВП вырос, но, правда, не за счет промышленности, а за счет строительства и инвестиций. В промышленности же, наоборот, после высоких полугодовых темпов вдруг наметилась стагнация. Снижается и качество промышленного роста. "Поэтому сейчас основная задача - с помощью созданных рыночных инструментов изменить ситуацию в конкретных отраслях, - заметил правительственный источник "РГ". - Речь идет о снятии барьеров в развитии бизнеса в конкретных отраслях". Это означает, что кабинет министров готов выделить некие приоритетные отрасли. Что же касается конкретных мер, то среди них новые старые инструменты - создание госкорпорации развития, новый механизм поддержки экспорта, амортизационная политика, ведомственные целевые программы.
Пока же импорт продолжает расти гигантскими темпами, создавая главную опасность, ведь в случае резкого падения цен на нефть страна может столкнуться с отрицательным торговым балансом. "Рост импорта объясняется укреплением реального курса рубля и заметным ростом потребительских расходов населения, - разъясняют экономисты. - Ситуацию нельзя рассматривать как критическую, пока торговое сальдо остается положительным, но российские компании, ощутив усиление конкуренции, усилили стремление к обновлению оборудования".
Рост импорта - следствие того, что конкурентоспособность российских компаний растет недостаточно быстро. Однако то, что темпы укрепления рубля превышают некую пороговую планку, вчера на совещании у премьера признали не только экономисты, но и финансисты, и банкиры. "Но делать ставку только на ослабление рубля - бесперспективно с точки зрения сохранения рынка", - считает правительственный источник "РГ", объясняя, что также нужна технологическая модернизация производства.
Но беда, как известно, не приходит одна. Вместе с укреплением рубля растет и инфляция. Правда, правительственные чиновники по-прежнему уверяют, что рост цен удастся сдержать в запланированных бюджетом рамках, хотя в конце августа обещанного министрами летнего снижения цен так и не произошло. Инфляция замерла на нуле. Сахар подорожал почти наполовину, на бензозаправках не успевают менять ценники. И если после затеянного премьером разбирательства с задействованием антимонопольной службы цены на бензин в Москве вроде бы и приостановились, то чуть подальше от столицы заправлять машины вскоре станет делом довольно затратным. К примеру, в Краснодарском крае, где в основном расположены заправки государственной компании "Роснефть", стоимость 95-го бензина уже приблизилась к 21 рублю.
Пока же правительство поищет оптимальный баланс макроэкономических показателей и выработает меры поддержки отечественного производителя в условиях нарастания импорта. А 6 сентября на заседании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству предложит бизнесу новую схему работы.