29.08.2006 03:00
Экономика

Кудрин намерен избавить Россию от "нефтезависимости"

И обещает избавить страну от нефтяной зависимости через 15 лет
Текст:  Елена Кукол
Российская газета - Столичный выпуск: №0 (4156) Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4157)
Читать на сайте RG.RU

Такое предложение содержится в "Методологии формирования нефтегазового баланса бюджета РФ". Вчера этот документ был направлен в правительство.

В нем минфин предлагает учитывать нефтегазовые и все прочие доходы бюджета раздельно. При этом часть "нефтегазовых" денег, считает минфин, следует откладывать в фонд будущих поколений, а часть - использовать на нужды экономики. Однако расходы все равно должны быть жестко ограничены. Новую "копилку" для сырьевых доходов минфин предлагает условно назвать "Нефтегазовый фонд".

От своего нынешнего аналога, Стабфонда, он отличается способом формирования. Так, в Стабфонд сейчас попадают только два налога - НДПИ на нефть и вывозные пошлины на нефть, а остальные доходы, возникшие из-за высоких цен на углеводороды, уходят в казну.

Минфин хочет эту практику изменить. По его версии, в Нефтегазовый фонд должны также направляться НДПИ и вывозные пошлины на газ и нефтепродукты, налог на прибыль по всей нефтегазовой продукции, акцизы на нефтепродукты, доходы от участия государства в нефтегазовых предприятиях и деятельности совместного предприятия "Вьетсовпетро".

Деньги на кону стоят большие: по подсчетам Кудрина, в 2006 году нефтегазовые доходы составляют 3199 миллиардов долларов, в 2007 - 3195 миллиардов долларов.

При этом государство с каждым годом тратит все больше "нефтегазовых" денег. А это, в очередной раз предупреждает минфин, гонит вверх инфляцию и слишком быстро укрепляет рубль, что негативно сказывается на всей экономике.

Однако запасы углеводородов не вечны. При нынешних темпах добычи нефти ее запасы будут исчерпаны в течение 40 лет, природный газ кончится через 80 лет, предупреждает минфин.

Кроме того, в среднесрочной перспективе не исключено снижение мировых цен на сырье, а в краткосрочной - снизятся темпы добычи. В документе минфин рассматривает три варианта поведения нефтяных цен - 27, 40 и 85 долларов за баррель. При этом во всех трех случаях произойдет сокращение базовых нефтегазовых доходов.

Если же нефть в долгосрочной перспективе будет стоить 40 долларов за баррель, а именно эту цену в ведомстве Кудрина считают наиболее вероятной, объем базовых нефтегазовых доходов сократится с 7,2 процента ВВП в этом году до 5,2 процента в 2010 году и 3,6 процента в 2030 году.

Из этих цифр, считают в минфине, и следует исходить, планируя бюджетные расходы. Для начала из нефтегазового фонда на них предлагают направлять 4 процента ВВП, впоследствии трансферт можно сократить до 3 процентов ВВП.

Естественно, реализация подобной идеи потребует и сокращения бюджетных расходов. Но ненамного, успокаивает минфин. По его подсчетам, расходы казны можно безболезненно ужать до 16,5 процента ВВП, что всего на 0,8 процентных пункта меньше среднегодового уровня, заложенного в финплане на 2007-2009 годы.

Причем на этот раз минфин придумал, каким образом можно существенно уменьшить сумму используемых нефтегазовых денег и при этом не сильно сокращать финансирование социальных обязательств государства. "Суть предложенного подхода заключается не только в перенесении использования доходов на будущее, а прежде всего в накоплении фонда до величины, инвестирование которой будет приносить доход, сопоставимый с объемом используемого нефтегазового трансферта в настоящем", - говорится в документе.

Финансисты, правда, не уточнили, куда именно следует инвестировать нефтегазовые накопления. Но привели расчеты по возможным доходам. Даже при варианте низких цен на нефть их размещение под 4 процента годовых, подсчитали в минфине, в 2015 году принесет доход, который составит 46 процентов от размера фиксированного трансферта в размере 3 процентов ВВП, в 2020 году доход от вложений составит уже 60 процентов. Если же цены на нефть будут выше, то к 2020 году доход от инвестиций приблизится к 90 процентам.

Впрочем, как отнесутся к новой методологии, предложенной минфином, в правительстве и Госдуме, еще не известно. Его воплощение в жизнь потребует принятия новых законов. Между тем уже сейчас далеко не все депутаты и коллеги Кудрина согласны с необходимостью жесткой "стерилизации" нефтедолларов.

Нефть и газ Ресурсы Макроэкономика Федеральный бюджет