Глава администрации Щучьего Николай Шалаев, к счастью, безработным никогда не был, но с недавних пор и он стал оптимистом. Потому что видит, как реально проявляется в его родном городе светлое будущее. А инвестирует будущее - федеральная программа по уничтожению химического оружия (УХО). Когда в конце девяностых стало известно о хранящихся близ Щучьего тысячах тонн химического оружия и о планах строительства здесь завода по переработке отравляющих веществ, казалось, город завис на краю пропасти. Народ заволновался: как жить по соседству с химией? Да тут еще все местные заводы закрылись – безденежье и страх порождали панику.
- Первые годы было очевидно, что людей в первую очередь беспокоят вопросы безопасности. Планы по возведению завода принимали в штыки, видели в этом только зло, - признался в разговоре с нами Николай Шалаев.- Сейчас, как показывают опросы, страхи переместились. Предположения об опасности, которую может таить завод, конечно, существуют, но они не лидируют. Более всего жителей беспокоят вопросы обеспечения работой. Безденежье и нищета до такой степени достали людей, что они начинают разумно оценивать ситуацию. Горожане хотят достойно жить. И видят, что объект по уничтожению химического оружия дает им перспективу.
- Перспективу устроится на этот завод? Но ведь там будут использоваться настолько специфические технологии, что понадобятся хорошо обученные специалисты.
- Объект, действительно, особый. Для работы на этом предприятии нужны и знания и опыт и специальная подготовка. Наши горожане, естественно, этим не обладают. Специально направлять народ на обучение таким специфическим навыкам - смысла нет. Возможно, когда в 2008 году начнет работать завод там появятся вакансии не требующие особой подготовки – электрики, водители, уборщики, и десятки щучанцев будут трудиться именно на объекте.
Но дело здесь даже не в объекте, а в появившемся ощущении будущего. Сегодня Щучье становится привлекательным для жизни районным городком. Через некоторое время сюда дотянется газ, решат проблемы с водопроводом, канализацией. Я уж не говорю о наших новостройках. Условия жизни на глазах становятся лучше. Приезжают люди, которые пока здесь работают вахтовым методом. Много холостых. Кто знает, вахта закончится, люди женятся и навсегда захотят обосноваться в наших краях. У них здесь семейное гнездо – квартира, построенный или отремонтированный дом.
На самом въезде в город сейчас возводится поселок для работников объекта по уничтожению химического оружия. Уже стоят насколько многоэтажных домов, будут построены школа, детский сад. Уверен, что молодежь это оценит и здесь укоренится.
- Строительные площадки в Щучьем сложно не заметить. Кажется, что перекопаны все улицы. Именно развернувшаяся стройка дала городу новые рабочие места?
- Да, у нас появилось несколько своих строительных компаний, которые в основном работают на возведении социальных объектов. Трудится там несколько сотен человек. Кроме того, щучанцы работают в крупных строительных объединениях из других городов: Магнитогорскстрой, Стройтрансгаз, Спецстрой. Недавно начато возведение восемнадцатикилометровой железной дороги, которая будет соединять арсенал по хранению с объектом уничтожения ХО. Работы здесь будут вестись два года, на строительство Правительством Канады в рамках международных договоренностей по программе «Глобального партнерства» выделено тридцать три миллиона канадских долларов. Прокладывать дорогу будет московская строительная компания. Но деньги вкладываются в нашу землю и разнорабочие и путейщики набираются из наших земляков.
- Строительство железной дороги труд тяжелый, в том числе физически. Получается, что местные жители работают на подхвате. Не обижает, что не вы играете главную роль в освоении денег, вкладываемых в программу?
-Честно говоря, поначалу задевало. Но таковы реалии жизни. Местные строительные фирмы - это одновременно наша гордость и…боль. Не такого они размаха, чтобы осваивать деньги, отпущенные на программу. Объемы строительства, заложенные в программе по уничтожению химического оружия, очень большие. Замахнуться на все мы, конечно, не могли: не того масштаба наши компании. Ни одна организация не имела на начало строительства своей техники: экскаваторов, тракторов, не было специалистов со стажем. И тем более - государственных лицензий и аккредитаций на монтаж крупных сооружений. Потому серьезные работы на промышленной зоне, да и в городе поручались иногородним компаниям, имеющим и допуск, и большой опыт работ. С ними мы не способны конкурировать. Наши предприятия специализируются на общестроительных, отделочных работах.
- Я знаю, что в строительном буме имеются и другие подводные камни: не все предприятия зарегистрированы в Щучьем. Значит, они не пополняют местный бюджет?
- Это беда. Действительно, многие предприятия, как я уже говорил, из других городов. В Щучьем они не зарегистрированы и основные налоги поступают на их территорию. В свое время, когда только начинали строительство объекта, мы пытались предусмотреть и изменить такую ситуацию. Выдвинули условие: зарегистрировать в Щучьем все фирмы, которые строят социальные объекты. Нас поняли, пошли навстречу, и налоговой службе даже было дано указание оперативно проводить все операции. Но вскоре выяснилось, что такие ограничения незаконны.
Мы сегодня стараемся как то откорректировать этот процесс. После проверки налоговой инспекции выяснилось, что 15 предприятий, работающих в Щучьем, ни числятся не только у нас, но и нигде вообще. Большинство фирм не стоят у нас на учете, хотя они обязаны перечислять социальный налог на территорию, где в данный момент находятся, и обеспечивать социальные выплаты местным жителям, которые у них работают. Это важнейшие задачи, которые стоят перед местными исполнительными и законодательными органами – постараться увеличить налогооблагаемую базу и бдить, чтобы не нарушалось трудовое законодательство в отношении наших земляков. Но глобальная цель – воспользоваться благоприятной инвестиционной ситуацией и возродить те предприятия, которые до девяностых годов делали экономику района и кормили горожан.
Безработица и появилась, когда фактически все промышленные предприятия Щучьего прекратили свою деятельность. Ситуация понемногу исправляется. Завод противопожарного машиностроения, который работал с 49 странами мира и выпускал ежегодно более двух миллионов огнетушителей, долгие годы почти не работал. Сейчас он активизировали свою деятельность, начал набирать людей и выпускать продукцию, причем, нового вида, востребованного на рынке.
Возрождается комбинат по хлебопродуктам, который сейчас называется "Зауральский крекер". Акции предприятия выкупила одна из иногородних компаний и собирается вкладывать в проект до трех миллионов долларов. В том числе приобрести новые линии по производству печенья. Если эти планы осуществятся, то более двухсот земляков получат стабильную работу.
Сегодня, я знаю, все люди с удовольствием бы оставили стройплощадки и вернулись на заводы, на свои прежние рабочие места. Необходимо возродить деятельность всех предприятий, чтобы после пуска объекта по уничтожению химического оружия люди не остались без возможности зарабатывать хлеб. А местная власть имела налоговую возможность содержать все социальные объекты, которые здесь возвели благодаря программе.