30.08.2006 01:00
Культура

Александринке возвращен дореволюционный облик

Валерий Фокин: Дореволюционный облик Александринке к лицу
Текст:  Юрий Звягин (Санкт-Петербург)
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4157)
Читать на сайте RG.RU

Российская газета | Валерий Владимирович, вы удовлетворены тем, как проведена реконструкция Александринки? Насколько то, что получилось, соответствует вашим первоначальным замыслам?

Валерий Фокин | Год и два месяца для такой масштабной реконструкции театра - это сроки минимальные. Но все, что мы задумывали, тьфу-тьфу-тьфу, свершилось. Театр готов на 99 процентов. Один процент я оставляю на разного рода доработки, которые сейчас завершаются.

Сцена переоборудована по последнему слову техники. Я с гордостью заявляю: на сегодняшний день не всякий европейский драматический театр (не говоря уж о российских) имеет такое оборудование. Конечно, дурной пример заразителен, и теперь оно появится у других. Художественный театр закрылся на переоборудование сцены, БДТ собирается это сделать... Наши театры ведь очень долго не переделывались, и там сейчас клубное устройство "времен Очакова и покоренья Крыма".

Театру возвращен тот вид, который он имел в 1894-1895 годах. Даже по окраске. Все восстановлено по чертежам и фотографиям. Реставрационные работы выполнены с такой любовью и мастерством! Воссозданы даже по сохранившемуся образцу ткани, которыми обиты ложи. Правда, нам пришлось их заказывать в Швейцарии, потому что у нас, как выяснилось, не могут изготовить такого шелка.

Такого ремонта за 174 года существования здания не было. Сейчас идут пусконаладочные работы. Люди ведь должны перестроить свою психологию. Одно дело, когда план опускался веревками, другое - если это все на кнопках. Теперь можно опустить одновременно до 15 планов. Планшет сцены ломается, оркестровая яма может выравниваться с полом. Даже знаменитый россиевский барьер поставлен на отдельную площадку и может уехать и приехать.

РГ | Есть ли у руководства театра планы дальнейшей реконструкции?

Фокин | Мы не залезали еще вниз, не трогали нижние этажи и подвалы. Хотя это и опасно, потому что театр находится практически на плаву, на итальянской лиственнице, которую трогать рискованно. Вот, Большой театр наткнулся на серьезную проблему, затормозившую все их строительные планы. Полезли вниз, а там - речка.

Еще есть принципиальное решение, что нам помогут с бывшей базой отдыха в Ольгино. Там с тридцатых годов были дачи, на которых отдыхали все знаменитые актеры театра. И нам база отдыха нужна. Но на это пока нет средств.

РГ | Как будет выглядеть церемония открытия театра?

Фокин | Это будет юбилей не только Александринского театра, но и всего русского профессионального театра, поскольку Александринка - первая драматическая труппа России. И нам хочется создать соответствующее настроение.

Заседания под цифрами 250 (чтобы еще, не дай бог, ноль упал) мы устраивать не будем. Это будет театральное действо. Готовит его Андрей Могучий, а я ему помогаю в качестве, так сказать, спортивного директора. Работает серьезная группа: Шишкин, Десятников... Минут 40-45, без красных папок и поздравлений. Будет театральный спектакль, а внутри него - три поздравления от трех бывших императорских театров - Мариинки, Большого и Малого. В самом конце появятся первые лица. А все остальные поздравления - это уже на приеме. Мы рассчитываем уложиться в час. Продемонстрируем возможности новой сцены. Она, повторю, замечательная. Осталось совсем чуть-чуть: спектакли в таком театре должны быть соответствующие.

Театр