В числе наиболее труднодоступных "точек" - Красноселькупский и Пуровский районы на востоке округа, Тазовский и Ямальский на севере. Навигация ограничена льдообразованием и длится всего несколько недель.
По словам куратора досрочного завоза первого заместителя губернатора ЯНАО Анатолия Острягина, "Можно сделать вывод, что как поставщики, так и заказчики работают пока нормально. Хотелось бы отметить "Газпром", который четко выполняет обязательства по поставке горюче-смазочных материалов". По оценке Острягина, досрочный завоз идет без сучка и задоринки там, где четко отработана система договоров с поставщиками и муниципалитеты своевременно побеспокоились о емкостном парке и оборудовании причалов.
Естественно, не обходится без проблем. В частности, для завоза грузов в Тазовский район потребовалось проводить дноуглубительные работы. Точно такая же операция в самые кратчайшие сроки предстоит в Ямбурге. К нему из Уренгоя сейчас перебрасывается 14 тысяч тонн конденсата. Часть его необходимо будет доставить в Ямальский район.
Если же говорить в целом, то топлива должно быть завезено за навигацию 114 тысяч тонн. Сейчас завезено порядка 50 тысяч тонн. Но с учетом того, что очень поздно произошло распыление льда на Обской и Тазовской губах, это вполне приемлемый результат.
Иными словами, все решается через ошибки и сравнения. Исходя из опыта, у ямальцев появляются новые подходы, наиболее эффективные решения по доставке грузов. Возьмем одну из самых затратных частей завоза - горюче-смазочные материалы. Их округ закупает в Омской области и в Сургуте, но с каждым годом речной транспорт становится дороже. Как уменьшить стоимость перевозок?
Решили, что бензин можно вполне покупать на пермских заводах и транспортировать по железной дороге. Но чтобы довести операцию до логического завершения, надо в Салехарде или Лабытнанги построить терминалы с накопителями. Округ был бы заинтересован, если бы за этот проект взялись тесно сотрудничающие с ним компании "Роснефть" и "ЛУКОЙЛ". За это им, возможно, будет предложено создание предприятия по заправке самолетов в Салехарде. Этот проект может помочь сократить затраты окружного бюджета на досрочный завоз. Нынче Ямалу "доверили" самостоятельно решать непомерной тяжести задачу, и бюджету округа пришлось выложить только на топливо 2 миллиарда рублей. А весь завоз потянул более чем на 4 миллиарда. Но у округа нет выбора, не оставаться же всю зиму в холоде.
Справка "РГ"
Как сообщили "РГ" в минрегионе, обеспечивающем ход северного завоза, пока вся работа идет в соответствии с планами закупок топлива для территорий. А все проблемы носят технический характер и решаются в рабочем порядке. Так что можно предположить, что эксцессов, подобных нашумевшему зимой 2004-2005 годов срыву северного завоза в Корякском автономном округе, приведшему к замораживанию сотен жилых домов, в будущую зиму не случится.