Руководители Ярославской области собираются направить в адрес главы РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса и председателя правительства Михаила Фрадкова письма с требованием пересмотреть систему формирования тарифов на электроэнергию для разных групп потребителей.
Об этом говорилось на вчерашнем заседании администрации Ярославской области, на котором одним из основных был вопрос о тарифах на электрическую и тепловую энергию на будущий год.
Прогнозируемый рост среднего тарифа на теплоэнергию составит 17,2 процента: сейчас средняя гигокалория стоит 416,9 рубля, а будет – 488,73 рубля. Средний тариф на электроэнергию подрастет в 2007 году на 9,8 процента, а по некоторым группам потребителей – на 18 процентов. Для городского населения области 1 киловатт-час электроэнергии в следующем году будет стоить 1,44 рубля. Сейчас население платит 1 рубль 28 копеек. Рост – на 12,5 процента. Такие данные огласил директор областного департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Александр Коротков.
Но больше всего руководителей департаментов области и глав муниципальных районов озаботило то, что рост тарифов на электроэнергию для предприятий сельского хозяйства и объектов малого предпринимательства в будущем году составит 18 процентов, а для промышленных предприятий – всего 0,5 процента. Конечно, за вторых можно порадоваться, рассудили собравшиеся, но селяне сейчас и так уже платят почти в два раза больше, чем все остальные.
Например, для нефтеперерабатывающего завода сегодня тариф на электроэнергию составляет 1,13 рубля за кВт-ч, а для сельхозпредприятия, расположенного через дорогу, он равняется 2,4 рубля.
– Это от того, что нефтеперерабатывающий завод является потребителем электроэнергии высокого напряжения, а сельхозпредприятие работает на низком напряжении, – пояснил Александр Коротков. – А электроэнергия низкого напряжения самая дорогая, потому что имеет наибольшие потери во время транспортировки по сетям.
– Но и доходы в нефтяной компании, которая владеет нефтеперерабатывающим заводом, несопоставимы с доходами предприятий сельского хозяйства. Потери и затраты поставщиков электроэнергии должны делиться пропорционально, иначе мы угробим и сельское хозяйство, и малый бизнес, – резонно заметил директор департамента агропромышленного комплекса Михаил Боровицкий.
– Когда начинали реформу ЕЭС, то обещали, что она пройдет без ущерба для населения и потребителей. На деле же получается обратное. Ведомство Чубайса разделилось на несколько компаний, и теперь каждая хочет выжать максимум с потребителей, – продолжил тему вице-губернатор Сергей Буров.
Возмущены таким положением дел не только в Ярославской области.
Еще в феврале заместитель губернатора Вологодской области Николай Костыгов поручил региональной энергетической комиссии (РЭК) разобраться с тарифами на электроэнергию.
– В два раза тарифы за электроэнергию в области выше , чем в других областях. Какой методикой пользуются наши энергетики? Объяснение, что тариф на низкое напряжение порядка 3 рублей «экономически обоснован», здесь не подходит, – сказал Костыгов после доклада представителя РЭК. – В докладе энергетиков нет ни анализа повышения тарифов, ни сравнения тарифов с соседними областями. Установленная оплата за 1 киловатт для населения Вологодской области равна 146 копейкам, для организаций – 130 копейкам. Особенно тяжелая ситуация складывается в сельской местности и аграрных хозяйствах области. Сельскохозяйственные предприятия просто не справляются с оплатой за потребление электроэнергии.
Тогда же несогласие со сложившейся ситуацией высказали и некотрые депутаты областного законодательного собрания: «Не понятно, почему селяне должны оплачивать расходы по всей цепи поставщиков, вместо того чтобы платить за фактическое потребление электроэнергии?».
Правда, желание разобраться с тарифами так и осталось лишь желанием, поскольку тарифы на электроэнергию находятся вне компетенции местных властей и местная региональная энергетическая комиссия может их устанавливать лишь в пределах вилки, спущенной сверху.
Цены на продукцию и услуги естественных монополий регулирует государство. Относительно того, как рассчитываются тарифы на услуги энергокомпаний, имеется масса нормативно-правовых актов, инструкций, методических указаний и так далее. Более того, правительство ежегодно определяет, насколько в каком регионе могут повыситься тарифы. То есть, дает максимальный и минимальный размер, за пределы которого региональные комиссии выйти не имеют права. В методических указаниях, в частности, обозначено, что необходимо уходить от системы перекрестного субсидирования, при которой предприятия компенсируют энергетикам потери, понесенные от электроснабжения населения. Отсюда следуют указания делить потребителей на группы в зависимости от уровня напряжения.
Еще одна насущная проблема – безудержный рост цен на мазут.
– Темпы роста цен этих отходов производства таковы, что скоро котельные будем топить высокооктановым бензином вместо мазута – выгоднее, – воскликнул на заседании администрации Ярославской области один из глав муниципальных образований.
Действительно, если в январе прошлого года тонна мазута стоила 1750 рублей, то в октябре того же года – уже 6400.
На 2007 год в тарифах на теплоэнергию уже учитывается рост мазута, на котором работает большинство котельных в муниципальных районах, на 35 процентов.
В результате затраты областного и местного бюджетов Ярославской области на электро- и теплоснабжение социальной сферы и ЖКХ (в виде дотаций) составят в будущем году 2 миллиарда 849,85 миллионов рублей (увеличение на 377,59 миллионов по сравнению с нынешним годом).
Кстати
По данным Роскомгосстата, к началу 2006 года в сравнении с 1991 годом индекс цен на электроэнергию составил 43 000, что вдвое превысило средний индекс цен промышленной продукции, втрое — потребительских товаров и почти в 7 раз – индекс цен сельхозпродукции.