01.09.2006 00:30
Спорт

Московская федерация футбола призывает не мешать новому главе судейского корпуса

Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4160)
Читать на сайте RG.RU

К предыдущему руководителю были претензии не только со стороны руководства РФС, но и со стороны РФПЛ, ПФЛ и некоторых региональных федераций. Претензии региональных руководителей в основном были связаны с формированием рекомендательных списков. Принципы, по которым составлялись списки руководством КФА, дискредитировали судейские организации местных федераций футбола. Ситуация, когда региональная федерация рекомендует достойного арбитра, а в список попадает другой арбитр из того же региона, который прибыл на сбор за свой счет и, отсудив один тайм товарищеской встречи, "доказал" руководству КФА, что он более достоин судить игры того или иного дивизиона, чем тот, кто на протяжении многих лет доказывал свое право судить соревнования более высокого уровня, недопустима.

Руководство КФА разработало Дисциплинарный кодекс, не дающий права на ошибку. Но судья - не сапер, он такой же участник игры, как и футболист, иногда ошибающийся даже при выполнении одиннадцатиметрового удара.

Однако не стоит акцентировать внимание на просчетах в работе (умышленных или нет - не важно), допущенных Николаем Владиславовичем. За пять лет руководства российским судейским корпусом он сделал много полезного.

Надо признать, что критика в адрес арбитров далеко не всегда была конструктивной и обоснованной.

Футбол сам по себе субъективен. Тем и интересен. Никогда не закончится спор "Какой стиль игры лучше?" Атакующий, комбинационный, с большим количеством забитых голов - футбол, который нравится зрителям. Или оборонительный, силовой, основанный на жесткой игровой дисциплине и приносящий необходимый результат.

Судейство в футболе еще более субъективно. Во-первых, практически в каждой игре возникает один-два (а иногда и более) момента, принять правильное решение в которых, тем более за доли секунды, крайне сложно. Это не низкая квалификация арбитра. Это объективная реальность, причиной которой являются быстрота реакции и скорость передвижения человека, которые ограничены физиологией. Руководители FIFA и UEFA прекрасно осознают эту реальность и всячески ограничивают критику в адрес арбитров, считая ее вредной для развития и популяризации игры. Это и есть тот самый человеческий фактор, который неизбежен в футболе. Во-вторых, каждый квалифицированный судья имеет свой стиль судейства. Судья - живой человек, и, выходя на игру, он не может превратиться в робота и оставить за пределами поля свой характер, свое понимание футбола, свои взаимоотношения с участниками игры. Как бы кому ни хотелось все это нивелировать, личность останется личностью. Никогда дипломатичный, рассудительный, мягкий человек не будет строгим судьей. И, наоборот, жесткий, требовательный, возможно, агрессивный человек не сможет на поле быть спокойным и коммуникабельным. Априори для команды, проповедующей силовой, жесткий футбол, предпочтительнее, чтобы судья был помягче и планку допустимого уровня единоборств высоко не поднимал. А для команды техничной, комбинационной, наоборот, более приемлемо судейство с высоко поднятой планкой допустимости единоборств: чем меньше "контактного" футбола, тем легче комбинировать и обыгрывать "один в один".

Оценивание качества судейства - верх субъективизма. Не редки случаи, когда арбитраж игры кардинально противоположно оценивают два человека, смотревших один и тот же матч. Более того, одно судейское решение два разных человека могут оценить по-разному. Примеров тому - множество. В том числе в соревнованиях самого высокого уровня. Удаление в чемпионате Европы 2000 года Дэвида Бекхэма многие посчитали излишней мерой, сломавшей зрелищность игры. Не удаление на 7-й минуте игрока сборной Португалии на чемпионате мира 2006 в игре Португалия - Голландия в похожей ситуации направило игру в русло жесткого, порой жестокого побоища. Оба раза арбитра критиковали за неверные решения. Но ведь они были взаимоисключающими, и оба в конкретных играх лишили любителей футбола интересного, захватывающего зрелища. Видимо, все-таки причина не в судьях, которые стоят на защите футбольного закона под названием "Правила игры", а в тех, кто пытается жить (значит - играть) на грани закона и беззакония. В российском футбольном корпусе уже несколько последних лет не дает о себе забыть ситуация с оценкой качества судейства одним арбитром игры на сборе судей премьер-лиги. Председатель просмотра из числа участников сбора, судья очень высокой квалификации и непререкаемого авторитета, восторженно оценил судейство молодого коллеги, претендующего на попадание в списки арбитров, обслуживающих соревнования самого высокого уровня. После чего слово попросил один из руководителей сбора, просматривавший этого же молодого судью, и начал свое выступление с фразы, ставшей впоследствии легендарной: "Я что-то не понял. Мы с тобой вообще-то на одной игре были?" Безусловно, в этой фразе много сарказма, но в ней же и глубокий философский смысл. Часто мы видим судейство таким, каким хотим его увидеть.

Сейчас футбол - это не только (пожалуй, уже не столько) игра, сколько бизнес и политика, а может, даже религия. Владельцами футбольных клубов все чаще становятся богатейшие люди, вкладывающие огромные деньги в свой имидж. А насколько успешен владелец клуба, определяется местом его команды в турнирной таблице. Дальше - дело за исполнителями, то есть игроками и тренерами. Вряд ли кто-либо вспомнит случай, когда игроки или тренеры признали причину неудачи в том или ином соревновании в своей некомпетентности, безграмотности или неумении. В лучшем случае - ссылки на невезение. И не стоит ждать таких признаний. Объективно доказать некомпетентность тренера очень сложно. Он так видит футбол. Лицензия у него есть. Что еще нужно, чтобы считаться специалистом? В такой ситуации главным умением такого горе-специалиста становится умение "грамотно" объяснить всем, что только судейские ошибки помешали его команде занять то или иное место.

В нашем футболе эта практика стала целой наукой. Начинается все с выходов тренера во время игры к боковой линии и жестикуляций, сопровождаемых соответствующими монологами, в адрес арбитра. Продолжается на послематчевых пресс-конференциях, после которых журналисты (многие из которых имеют не бескорыстные симпатии к клубам) доводят до общественности весь беспредел, который творил судья во время игры. Закачивается все официальными письмами в РФС и РФПЛ, из которых и становится понятно, почему команда занимает последнее место: судейский беспредел. Один из клубов премьер-лиги, борющихся за "выживание" в этом сезоне, широко использует достижения современных средств коммуникации. Во время матча в режиме онлайн транслируются sms-сообщения, причем все они только от болельщиков местного клуба и большая часть их - о судье и судействе. Где же были эти рационализаторы, когда команда играла успешно? Не стоят в стороне и некоторые футболисты, вносящие свою лепту на всех этапах этой истерии под названием: "Как нас убивают". И во время игры и после говоря только о судействе и скромно - ни слова о себе.

Всю эту истерию хладнокровно регулируют руководители клубов. За два последних года мы уже неоднократно видели судейство игр нашего чемпионата зарубежными арбитрами. Были удачные игры и не очень. Но ни разу ни одна команда не подала жалобу. А ведь были и очевидные ошибки. Объяснение простое: такая жалоба может привести к тому, что международные руководители футбола могут потребовать от РФС запретить такую практику. Значит, лучше один раз промолчать, чтобы потом продолжать списывать собственную некомпетентность на некачественное судейство. Парадоксально, но руководство московского "Спартака" никак не отреагировало на явную ошибку судейской бригады, возглавляемой японским арбитром в игре против владивостокского "Луча-Энергии", хотя эта ошибка лишила команду очка. Зато долго муссировало ошибочное назначение одиннадцатиметрового удара в выигранном со счетом 5:2 матче против команды Ростова.

Способствуют такому ходу событий и российские футбольные законы, позволяющие писать жалобы на судейство. Трудно найти целесообразность в их написании. Ошибки признаются экспертами, а полностью избежать их невозможно. Очков еще ни разу никому не вернули. Переигровок не назначили. Вот и выходит, что цель одна - увести болельщиков, специалистов и руководителей своего клуба от истинных причин неудач. Руководящие органы FIFA и UEFA уже не первый год настоятельно рекомендуют национальным ассоциациям отказаться от любой критики в адрес судей, от использования видеозаписи для оценивания качества судейства.

Далека от международной практики и система подхода к инспектированию матчей. Первый шажок к цивилизованному подходу в этом направлении сделан. Прежнее название - "инспектор матча" изменено на "делегат". Таким образом подчеркивается, что этот участник матча не инспектирует (оценивает) действия участников игры и работу всех служб, а делегирован (направлен) для помощи всем участникам и организаторам матча. Эта должность подразумевает, что делегат должен дать общую оценку арбитражу. То есть должен прокомментировать работу судейской бригады в целом. Делегат значительную часть отчета об игре посвящает скрупулезному описанию действий каждого арбитра, это выглядит по меньшей мере нелепо. А если принять во внимание положение, по которому делегат, поставив сразу после игры предварительную оценку, для окончательного вердикта имеет двое суток и видеозапись игры с нескольких камер, со стоп-кадрами и повторами, то ситуация становится просто абсурдной. Ведь для оценки игровой ситуации судья имеет доли секунды и находится в состоянии психологической и физической нагрузки, а инспектор имеет 48 часов на диване у телевизора с чашечкой кофе. Судья, выходящий на поле с мыслями о том, как бы понравиться инспектору и не совершить ни одной ошибки, вместо того чтобы судить по духу футбола и "Правилам игры", обречен на ошибку.

Сегодня метастазы большого футбола проникли в детский футбол. Руководство Московской федерации футбола обеспокоено тем, какое отношение к судьям позволяют себе тренеры московских спортивных школ. Проведенная федерацией аттестация тренерского корпуса показала, насколько низок средний уровень квалификации у специалистов, на которых возложены обязанности по подготовке молодых футболистов - тех самых, кто через несколько лет должен заменить нынешних игроков профессионального футбола. Однако многие нерадивые тренеры, вместо того чтобы, кропотливо работая, повышать мастерство юных футболистов во время игр первенства и Кубка Москвы, пытаются всеми правдами и неправдами добиться результата. Страстное желание добиться результата, не подкрепленное знаниями и умениями тренера, приводит к желанию найти виновника поражения. Пример - перед глазами. Тренеры команд премьер-лиги в каждом туре демонстрируют хамское отношение к судьям во время игр, плавно переходя после игры к обвинению арбитров во всех смертных грехах. Вот и считают детские тренеры, что такое же поведение дозволено и им. И никакие дисциплинарные санкции не смогут исправить положение до тех пор, пока не изменится отношение к судьям со стороны игроков и тренеров ведущих московских клубов.

Не пора ли всем заняться своим делом, предоставив право каждому участнику действа под названием "чемпионат России" выполнять свои функциональные обязанности?

Не пора ли врачам, выходя на поле для оказания медицинской помощи, не тратить времени на объяснения судье, насколько грубо соперник сыграл против игрока, которому приходится оказывать помощь, а максимально быстро диагностировать и транспортировать травмированного игрока с поля? Ведь зрителям интереснее смотреть футбол, чем созерцать массовый "водопой" вокруг "лазарета". Образец такого специалиста - неувядающий Белоковский или ныне работающий в "Локомотиве" Ярдошвили.

Не пора ли футболистам, получающим немалые деньги, повышать свое мастерство? Требовательнее относиться к себе? Отвечать за бездарно проведенные игры, допущенные ошибки, нереализованные моменты? Тогда придут футбольное долголетие и уважение всех любителей и специалистов футбола. Андрей Тихонов - подходящий пример для подражания.

Не пора ли тренерам, руководящим игрой, концентрировать свое внимание на действиях подопечных, их тактических просчетах? Научиться принимать поражения как результат игры, а не как происки судей? Вряд ли кто-либо сможет вспомнить хотя бы одно оскорбительное высказывание в адрес судей из уст легендарных тренеров - Аркадьева, Лобановского или Бескова.

Не пора ли президентам клубов выстроить стройную систему работы клуба, четко определив права и обязанности всех - от водителя до главного тренера, конкретно спрашивая и поощряя как за спортивные результаты, так и за поведение до, во время и после игры, ведь каждое высказывание и действие так или иначе влияет на имидж клуба в глазах общественности? Нельзя не признать, что успехи нынешнего ЦСКА и победа в Кубке УЕФА- результат грамотной, кропотливой работы президента клуба Гинера.

Вряд ли стоит надеяться на то, что с приходом нового руководителя российского футбольного корпуса ему удастся резко изменить отношение к нашим арбитрам. А они - наши. Со всеми их достоинствами и недостатками.

Таков уж наш менталитет. "Бей своих - чужие бояться будут!" "Нет пророка в своем Отечестве". Но очень хотелось бы, чтобы Сергею Зуеву дали поработать спокойно, без истерии. Он - авторитетный, думающий, не запятнавший себя интригами специалист. Есть уверенность, что он способен вернуть доверие к судьям. Можно и не помогать...

Московская федерация футбола

Чемпионат России