01.09.2006 02:30
Власть

Гауптвахта вернется

Военные будут отбывать наказания в цивилизованных условиях
Текст:  Юрий Гаврилов
Российская газета - Федеральный выпуск: №0 (4160)
Читать на сайте RG.RU

В оборонном ведомстве не сомневаются: восстановление в армии гауптвахт депутаты одобрят, и, начиная с будущего года, этот вид наказания официально вернется в командирскую практику.

- Затем на подпись президенту представят новые варианты Дисциплинарного устава и Устава гарнизонной и караульной служб, - рассказал корреспонденту "РГ" один из авторов нововведений, представитель Главного управления боевой подготовки и службы войск Вооруженных сил РФ Сергей Марахов.

В министерстве обороны твердо обещают: сидеть на "губе" станет комфортнее, и готовятся переоборудовать армейские казематы под европейские стандарты. Для этого военные разработали программу строительства и реконструкции в 2007-2010 годах почти полутора сотен гарнизонных гауптвахт. Первой ласточкой в списке стала экспериментальная "губа" в подмосковном Алабино. На ее образцово-показательную переделку затратили почти 4 миллиона рублей. Как оказалось, не зря.

- Я лично привозил в Алабино представителя Уполномоченного по правам человека в РФ, - вспоминал Сергей Марахов. - Он ходил по камерам с таким списком, где были требования европейских омбудсменов. Серьезных нарушений не обнаружил.

Что же это за требования, и чем они отличаются от условий содержания на гауптвахте, скажем, советской поры? Как объяснил корреспонденту "РГ" Владимир Козлов из главка службы войск, строить и переоборудовать камеры будут из расчета 4 квадратных метра площади и 12 "кубов" воздуха на одного арестанта в погонах. Вместо крохотной - 15 на 15 сантиметров - форточки под потолком помещения снабдят стандартными зарешеченными окнами. Строительные проекты предусматривают наличие в каждой камере санузла и принудительной вентиляции воздуха. Из других удобств "под Европу" - радиоточки и телевизоры, обязательные кровати с постельным бельем, ежедневная выдача арестованным книг, настольных игр, газет и журналов. На гауптвахтах даже хотят оборудовать переговорные пункты и комнаты для свиданий.

- Курортной вольницы разгильдяи пусть не ждут, - подвел черту Козлов. - Думаю, что после месяца или максимально допустимого 45-суточного пребывания на такой комфортабельной гауптвахте у любого солдата поубавится желания нарушать устав. Между прочим, время ареста в срок его службы не зачтется, соответственно отодвинется и возвращение домой.

Солдат упомянули не случайно. По новому закону, посадить на "губу" можно только по решению суда и только сильно проштрафившихся бойцов и прапорщиков. Офицеры, военнослужащие-женщины, больные и не принявшие присягу под это наказание не попадают. Тут мы даже гуманнее европейцев. Во Франции, например, провинившийся командир может угодить под домашний арест и крупный штраф. Российского офицера можно задержать только на три часа - для выяснения личности. Потом его отвезут домой. Хотя еще неизвестно, что тяжелей для бравого гусара: переночевать на казенной койке или получить разнос от благоверной. Тем более что домашний "разбор полетов" обязательно продолжится на службе.

С солдатами ситуация проще. Скажем, пьяного бойца разрешат двое суток изолировать от сослуживцев в специальном помещении. За это время командир проведет расследование инцидента и подготовит документы для ареста нарушителя. Бумаги вместе с солдатом доставят в ближайший военный суд, который и назначит наказание.

Гауптвахты, как и в былые времена, останутся подразделениями межведомственных комендатур, которые разделят на территориальные и гарнизонные. По стране их будет соответственно 70 и 179. Зона ответственности территориальных в основном распространится на границы субъектов РФ. Территориальные органы военного правопорядка думают подчинить командующим округов и флотов, местные - начальникам гарнизонов. "Не получится так, что в военных городках коменданты вновь будут полностью зависеть от командиров?" - поинтересовался корреспондент "РГ" у Сергея Марахова.

- Такого не будет, - уверен представитель минобороны.- Сейчас у военного коменданта под рукой помощник да солдат-водитель. За каждой мелочью он вынужден обращаться в воинскую часть. Когда же в гарнизоне сформируют дисциплинарное подразделение - со своей техникой, личным составом, системой снабжения и обеспечения - комендант обретет реальную независимость.

Под гарнизонные новации уже подводят юридическую и финансовую основы. Годом массового перехода к новым структурам военные называют 2008-й.

Армия