01.09.2006 03:00
Экономика

В России появится речное ГАИ

Текст:  Тимофей Борисов Мария Ермакова Ирина Кобылкина
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №0 (4159)
Читать на сайте RG.RU

В России введен новый порядок лицензирования отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте. Соответствующее постановление правительства 25 августа было опубликовано в "Российской газете". Этот документ упростил получение разрешений на работу на море и реке и вывел из числа лицензируемых видов деятельности перевалку неопасных грузов. А вот несоблюдение порядка на воде частными катерами, яхтами и особенно скутерами специалистов продолжает беспокоить.

Не грузи ближнего на волне

Причина появления на свет этого документа заключается в том, что в июле 2005 года вступили в силу изменения, внесенные в закон о лицензировании. В нем появился ряд норм, упрощающих порядок получения лицензий на виды деятельности в самых разных отраслях экономики. А вот расписать порядок упрощения для каждой конкретной отрасли должны отдельные постановления правительства. Ожидается, что всего их будет 96. В этот раз принято постановление для водного транспорта.

"Это документ, которого мы ждали очень давно, - рассказал нашему корреспонденту заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора) Михаил Суслин. - Дело в том, что прежде необходимо было лицензировать перевалку всех грузов. А ведь для неопасных не нужно ни специальной подготовки, ни специального оборудования, и лицензирование там в принципе не требуется. Теперь наконец его с перевалки всех неопасных грузов сняли. И если предприниматель хочет заниматься такой деятельностью, ему не нужно больше тратить массу времени на получение специальных разрешений. Опасные грузы - взрывчатые вещества, нефть, газ, газовый конденсат и т.п. - это дело другое. Для такой работы необходимы соответствующее оборудование, подготовленный персонал. Поэтому положение о лицензировании опасных грузов выделено особо. Это тем более актуально, что наш внешнеэкономический оборот состоит в основном как раз из опасных грузов".

Что касается самих лицензий, то тем, у кого срок их действия не закончился, волноваться не о чем - старые продолжают действовать. А вот упрощение порядка их выдачи в такой опасной отрасли, как транспорт, некоторым экспертам кажется не бесспорным. Тем более если речь идет о перевозке людей. Кстати, по утверждению министра транспорта Игоря Левитина, у 20 миллионов человек нет возможности пользоваться никаким иным транспортом, кроме водного.

Суслин признал, что "тенденции к росту аварийности действительно есть". Но упрощение лицензирования, по его мнению, никак не повлияет на ситуацию с безопасностью, поскольку требования к перевозчикам, квалификации экипажей остаются прежними. Упрощается лишь сама избыточность рутинной процедуры получения разрешения. Более того, перевозчика ждет усиление гражданской ответственности с помощью страхования. Этим в ближайшие два месяца займется минтранс.

Юридический водоворот

Кстати документ впервые четко оговаривает, за что можно лишиться лицензии. Это грубые нарушения, в результате которых произошло транспортное происшествие, повлекшее: человеческие жертвы, причинение тяжкого вреда здоровью, средней тяжести вреда здоровью не менее 5 человек и вреда окружающей среде. Почему за отправную точку были взяты именно пятеро "средне пострадавших"? А если их окажется, скажем, четверо, то перевозчик сможет спокойно работать дальше? К тому же пять человек могут пострадать и на крупном круизном теплоходе, и на маленьком частном катере. Тогда выходит, что в процентном отношении к общему числу находящихся на борту людей маломерный флот оказывается в неравном положении с крупным.

"В предыдущих документах пункта, оговаривавшего степень вреда и количество пострадавших не было, - говорит Михаил Суслин. - Он появился в постановлениях о лицензировании железнодорожных и автомобильных перевозок. А теперь его перенесли и на суда". Объяснить эти правовые сложности мы попросили председателя президиума коллегии адвокатов Александра Обозова. "В уголовном праве немало статей, где градация наказания поставлена в зависимость от количества пострадавших, - рассказал он. - Оно влияет на усугубление вины, и это записано в подпунктах соответствующих статей, которые отличаются мерой наказания. Но положение о лицензировании предусматривает не уголовную, а административную ответственность. Определить степень тяжести можно после судебно-медицинской экспертизы. Эксперты руководствуются "Правилами судебно-медицинского определения степени тяжести телесных повреждений", принятыми в 1978 году. Однако приказу минздрава, утверждавшему эти правила в 2001 году, минюст отказал в регистрации. А без этого они не имеют юридической силы. Так что сейчас новых правил фактически нет, и судмедэксперты руководствуются своими личными убеждениями и старыми правилами, не ссылаясь на них.

Где прописать скутер

Что же касается частных катеров и яхт, которых сейчас только у москвичей около 30 тысяч, то они под действие нового документа о лицензировании не попадают, так как их приобретают не для ведения бизнеса, а лишь для собственного удовольствия. Между тем "капитаны" малого флота не всегда знают свои права и обязанности. Всего лишь год существует Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС), в которой, по замыслу, должны быть зарегистрированы все "пляжные" плавсредства. Вот только регистрируются они по желанию хозяина. "Хотя для регистрации в столице требуется всего неделя, - рассказывает заместитель начальника отдела ГИМС по городу Москве при ГУ МЧС России Александр Захаров. - Достаточно предоставить общегражданский паспорт и договор купли-продажи или другой документ, подтверждающий, что именно вы купили это плавсредство". Регистрируется судно обычно либо по месту прописки хозяина, либо по адресу, где оно базируется. Судовой билет, иными словами техпаспорт на судно, хозяин получает после того, как его осмотрит сотрудник ГИМС. Причем катер, гидроцикл или яхта должны проходить техосмотр каждый год.

Сегодня на учете инспекторов более 1 миллиона таких плавсредств. Но одной регистрации мало. Чтобы распустить белый парус над рекой, необходимо получить удостоверение водителя-судомеханика. А для этого требуется пройти месячный курс обучения в школе при ГИМС МЧС, потратив на него в среднем 5 тысяч рублей. Зато права получите на управление сразу гидроциклом, мотолодкой и катером.

Нарушителей посадят на мель

Однако далеко не все судовладельцы озадачиваются получением "водных прав". Помогают им в этом "мели" в законе: инспектор может выписать штраф, но забрать судно на штраф-стоянку не имеет права. Впрочем, возможно, это лето станет последним, когда спрос с частных судовладельцев будет столь мягким. В недрах МВД зреют планы по созданию полноценного речного ГАИ.

А пока с 1998 года действуют административные штрафы. Правда, в среднем 500 рублей за езду без прав, судового билета или регистрации - небольшая угроза, но если нарушитель попадется два-три раза, то по закону может лишиться плавсредства. По словам главного государственного инспектора РФ по маломерным судам Владимира Антонова, больше всего беспокойств доставляют скутеры. Особенно в Санкт-Петербурге, где они гоняют на высоких скоростях по малым рекам и каналам. "Приструнить их волевым решением мы не можем, - говорит он. - Необходимы местные законы на уровне субъектов Федерации, которые ограничивали бы их перемещение на определенных участках.

Законы водной "трассы"

Что касается правил для скутеров, то они таковы: на этих плавсредствах запрещается ездить в ночное время, потому, что на них нет никаких маячков и световых сигналов. Но и тем "маломеркам", которым разрешено отдавать швартовые на судоходных реках и ночью, придется плыть... без остановок: маломерное судно по судоходной реке может только идти, а вот бросать якорь в черте города - ни в коем случае, иначе - штраф от 500 до 2 тысяч рублей. За лето только в одной Москве выписывают до 450 штрафных квитанций.

Правила пользования маломерными судами на водных объектах - это фактический свод запретов. Их довольно много. Нельзя, в частности, управлять плавсредством без бортовых номеров, переоборудованным без соответствующего разрешения, с нарушением норм загрузки и ограничений по району и условиям плавания. Нельзя превышать установленные скорости движения, нарушать правила маневрирования, подачи звуковых сигналов, заходить в закрытые для плавания районы без специального разрешения или преднамеренно останавливаться в запрещенных местах. В целях обеспечения безопасности людей категорически запрещается заходить под мотором или с парусом на акватории пляжей, перевозить детей дошкольного возраста без сопровождения взрослых, становиться на якорь у плавучих навигационных знаков, причалов и под мостами, маневрировать вблизи других судов, создавать помехи судоходству. Нельзя устанавливать моторы на гребные лодки при отсутствии соответствующей записи в судовом билете, осуществлять пересадку людей с одного судна на другое во время движения. Противоправным считается выходить на судовой ход при видимости менее 1 км; осуществлять обгон в местах аварийно-ремонтных заграждений, в пролетах мостов, при подходе к шлюзам. И это все - при исправном судне.

Справка "РГ"

Тем не менее в соответствии с действующим Уголовным кодексом РФ нанесением вреда здоровью средней тяжести признается вред, не связанный с опасностью для жизни потерпевшего и не влекущий вредных последствий. То есть длительная (свыше 21 дня) или значительная стойкая временная утрата трудоспособности от 10 до 30 процентов. Конкретно это могут быть трещины и переломы мелких костей, от одного до трех ребер на одной стороне груди, вывихи в мелких суставах, потеря слуха на одно ухо, потеря пальца руки или ноги.

Телефон "горячей линии" Управления Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России - (495) 449-98-64. По этому номеру вы можете узнать все о регистрации малого "флота" во всех регионах России.

Водный транспорт Транспортное право